Прогнозы Nieman Lab для медиа на 2024 г.: восстание новостных диджеев
Каждый год известная исследовательская медиалаборатория Nieman Lab просит экспертов сделать прогноз для сферы журналистики и средств массовой информации на следующий год. Публикую переводы наиболее значимых и интересных для отрасли прогнозов.
Бэсси Этим - журналист и сооснователь информационного бюллетеня Machines on Paper, посвященного искусственному интеллекту в медиа:
- В 2024 году распространение искусственного интеллекта (ИИ) в новостях не приведет к кембрийскому взрыву* контента, написанного с помощью усовершенствованных алгоритмов автозаполнения. Вместо этого мы увидим начало ультрасегментации новостей.
Эта эволюция обусловлена изменениями в поисковых системах, которые сегодня переопределяют сам формат интернет-поиска. Составленные ИИ сводки результатов поисковых запросов делают переход к источникам все более ненужным.
Мы увидим, как издатели отвернутся от SEO и начнут выстраивать прямые отношения с читателями. Журналисты продолжат писать новостные репортажи в стиле “перевернутой пирамиды”. (В конце концов, этому научится и сам ИИ). Однако для растущего числа читателей “статьи” станут такими же невидимыми, как код CSS**.
Журналистские статьи превратятся (для ИИ – прим. переводчика) в исходный материал, который будет переработан и представлен в виде гиперперсонализированной подачи. (Простой пример: большинство людей, вероятно, предпочитают читать новости на родном языке). Создание гиперперсонализированных новостных продуктов не требует технологий, выходящих за рамки тех, что уже используются в современных LLM (больших языковых моделях - прим. переводчика). Для развития этого направления не хватает только инновационного лидерства и финансирования.
Мы увидим появление нового журналистского навыка, который мог бы вдохнуть жизнь в индустрию. Его экспериментальные форматы, вероятно, будут выглядеть как email-рассылка, составленная из фрагментов статей, графики и связанных исходных материалов, которые обработаны ИИ для соответствия интересам конкретного читателя.
С ростом персонализации мы увидим зарождение новой журналистской специальности: новостных диджеев. Их основная работа будет заключаться в редактировании этих автоматизированных сводок новостей. Но также им придется искать компромиссы между бизнес-задачами, приоритетами инженеров по машинному обучению и этикой подачи новостей. Такой широкий спектр обязанностей, вероятно, внушит более обеспеченным редакциям необходимость нанимать редакционных стратегов по искусственному интеллекту.
Со временем некоторые выдающиеся репортеры сохранят прямую связь с аудиторией, но пользоваться ею будут все реже. Вместо этого они выступят в качестве лучших создателей исходных материалов, которым можно доверять. В экономическом плане они будут похожи на современных программистов - хорошо оплачиваются, но практически неизвестны заказчику.
С другой стороны, новостным диджеям поручат управлять прямыми отношениями с небольшой частью аудитории издания. Вероятно, они даже будут передавать информационные запросы репортерам и напрямую передавать ответы читателям, если их получат. Хотя более вероятно, что репортер укажет на инструкцию и попросит подготовить соответствующую заявку.
*кембрийский взрыв - резкое увеличение количества останков живых существ в кембрийский период (около 538 млн лет назад). Здесь применяется как метафора резкого роста объемов контента.
**CSS - код, определяющий, как выглядит веб-страница, и невидимый обычным пользователям.
Продолжение следует.