Мегатрансформация: как сотрудники МегаФона переходят на Agile
Не надо работать в офисе с девяти до шести — надо решать задачу клиента.
МегаФон стремится получать больше обратной связи от клиента и в целом работать быстрее и эффективнее. Сейчас в компании проходит бизнес-трансформация, важнейшей частью которой является переход сотрудников на работу в гибких командах, которые придерживаются ценностей Agile. Чтобы переход на новый способ работы прошел быстро и плавно, МегаФон создал школу Agile-коучей.
Как компания справляется с новыми условиями, рассказывают коучи по гибким методологиям Дарья Мусинянц и Наталья Бессонова вместе с руководителем по развитию Agile в МегаФоне Ольгой Киселевой.
Зачем МегаФону Agile?
МегаФон изучил опыт перехода на Agile телекоммуникационных компаний Германии, Новой Зеландии, Австралии, Испании, Болгарии. Применение гибких методологий и инструментов позволяет решать задачи эффективнее, сотрудникам — расти быстрее, бизнесу - предлагать клиентоориентированные услуги. Переход на Agile сокращает запуск некоторых продуктов с трех недель до восьми дней.
Новый подход МегаФон применил уже в процессе создания линейки продуктов «Всегда на связи #БезПереплат ». Перед началом разработки было опрошено 9 700 человек, в том числе около 700 сотрудников. Так МегаФон узнал, какие услуги потребители считают самыми нужными: сколько им необходимо гигабайт, требуется ли защита от токсичных подписок, которые можно поймать при серфинге в интернете, и многое другое. В итоге представленная в конце мая тарифная линейка отвечает потребностям огромного количества абонентов.
Сборные, команды и обратная связь
В МегаФоне работает более 40 тысяч человек. Agile-подходы на текущий момент могут принести ценность для 10% сотрудников, это порядка 4000 человек. Для масштабирования была выбрана модель Spotify. Она подразумевает использование кланов или сборных (Tribe) и команд или отрядов (Squad).
Сборные — это совокупность команд, объединенных общей миссией: сегментом, каналом, продуктом. В зависимости от типа сборной в нее входит от 100 до 200 человек. Они специализируются на различных направлениях: технических вопросах, креативе и т. п. Эти специалисты знают, например, на какое обучение лучше всего направить операторов колл-центра, чтобы повысить качество обслуживания.
Задача сборных — отвечать за клиентский путь. Для этого нужно оперативно и точно выявлять возникающие проблемы и быстро решать их. Люди из разных функциональных подразделений собраны внутри команд. Сотрудники в рамках ежедневной работы синхронизируются онлайн, отслеживают, на какой стадии процесс, какая часть продукта уже реализована, где нужно что-то поменять. Это обеспечивает тесную связь бизнеса с разработчиками.
Например, на карантине МегаФон отменил плату за использование социальных сетей. Компания услышала потребность клиентов — трафик вырос. Реализовали бесплатную услугу всего за три дня. Раньше этот процесс мог бы занять значительно больше времени.
Сейчас основные инструменты Agile — это Jira для таск-трекинга, Miro для мозговых штурмов и креатива, продуктовые пространства на Confluence, Zoom, Skype, Cisco для проведения митингов распределенных команд. Также у МегаФона есть внутренние сервисы, разработанные своими силами, для таск-трекинга и управления проектами. Для получения обратной связи в МегаФоне есть лаборатория клиентского опыта, в которой проводятся исследования, опросы, фокус-группы.
Также МегаФон регулярно проводит демо-дни. В ходе одного из них в компании было организовано предварительное тестирование продукта и сбор обратной связи у абонентов. Так как это был непубличный запуск, в тестировании участвовали около 200 человек. За три часа удалось получить отзывы и найти несколько ошибок, которые невозможно было отследить с помощью технического тестирования. Это позволило поменять логику продукта и выпустить в публичное поле лучшую его версию.
Каждый может сказать, что не хочет так работать: сложности внедрения Agile
Самая распространенная негативная реакция сотрудников — это игнорирование изменений. Например, сотрудники не приходят на встречи или присутствуют на них только формально, не включаясь в процесс. Некоторые отказываются брать задачи в работу, если их поручил не непосредственный руководитель. Причины такого поведения — нежелание меняться. Главное, что должно появиться у сотрудников, — это понимание: «Я не работаю в офисе с девяти до шести, я решаю задачу клиента».
У большинства сотрудников подход к работе меняется от реактивного к проактивному, появляется ответственность за конечный результат. Многие стали самостоятельно предлагать идеи, инициировать обратную связь от потребителей услуг. Нередко в рабочих чатах видно, как человек, который уехал в отпуск в другой город, пишет из салона МегаФона что-то вроде: «Вау, ребята, тут тоже повесили материалы о новой линейке, смотрится шикарно» или «В городе N на улице М обновления не видно, проверьте».
Ключевая цель трансформации — счастье клиентов и сотрудников
Счастье сотрудника — это все, что связано с повышением лояльности, индекса eNPS, когда человеку настолько нравится работать в компании, что хочется советовать её всем друзьям и знакомым.
Счастье клиента — это его удовлетворенность сервисами компании. Раньше всех устраивало, когда страница сайта загружалась по 5-7 секунд, сейчас, если контент не грузится за секунду, это уже вызывает недовольство. Индексирование Mobile First, запущенное Google, стимулирует работать еще быстрее.
Например, самый важный аспект для клиента — знать, за что он платит. Теперь в личном мобильном кабинете можно отслеживать детально, за что списываются деньги. Также МегаФон добавил в тарифную линейку защиту от случайных подписок: при попытке подключения она блокируется, а клиенту приходит уведомление об этом. Если подключение происходило по инициативе абонента, он может отменить блокировку.
Трансформация может начаться, но не может закончиться
Программа трансформации рассчитана на 2020-2021 годы. Проверить, как она проходит, можно фактически и качественно.
- Проверка фактических изменений оценивается с точки зрения регулярности применения Agile-инструментов. Можно посмотреть на работу и увидеть, какая команда эти практики использует, а какая нет.
- Качественные изменения продемонстрирует сокращение микроменеджмента, ощутимое повышение уровня проактивности и открытости коллег, сокращение переработок. Также это будет наглядно видно на диаграммах сгорания задач в Jira.
Зачем нужна школа коучей
Agile-коучи растят и развивают свои команды. МегаФон готов обучить сотрудников, которые хотят сменить свою текущую профессию на Agile-коуча. Этот подход ценен тем, что сотрудники лучше понимают контекст, и им нужно гораздо меньше времени, чтобы встроиться в работу сборных.
В работу коуча входит:
- создание высокоэффективных самоорганизованных команд, которые готовы нести ответственность за решения, генерировать и реализовывать инициативы;
- обучение команд разным техникам и практикам;
- помощь в организации жизни сборной от настройки инфраструктуры до онбординга новичков;
- коучинг команд и лидеров сборной;
- поддержка и преподавание в школе Agile-коучей;
- поддержка запуска сборных от идеи до проведения первых церемоний. Сюда входят внутренний найм будущих членов сборной, поддержка, общение, менторство.
Чтобы взращивать собственных Agile-коучей, в МегаФоне запустили специальную Agile школу. Сейчас завершается второй поток обучения, в каждом из них было 15 человек. В учебную программу входит обзор Agile с конкретными практиками работы в команде под руководством менторов — опытных agile-коучей, которые лучше других ориентируются в процессах компании, а также имеют опыт работы с разными предметными областями. Длительность обучения составляет семь недель, интенсивность — два занятия в неделю по 2,5 часа, плюс домашняя работа с практикой.
По окончании школы выпускник получит базовые знания о существующих Agile-практиках, методах, фреймворках и способах работы, сможет провести все необходимые ритуалы, например, дейли, ретроспективу, планирование. Больше половины студентов получили предложение присоединиться к сборным в роли коуча, семеро уже приняли это предложение и начали работу.
В МегаФоне ждут профессионалов Agile, готовых работать на разных уровнях (команд, сборной и компании) и развивать комьюнити.
Эджайл и онбординг у них. Угум.
Когда я из-за 7 копеек, надёжно спрятанных внутри биллинга, два дня сидел без связи — никто моим "клиентским путём" не озаботился.
Когда больному (и не разбирающемуся) человеку впаривают пакет в 1000 минут поверх невыбранных 600 минут из абонентской платы — тоже ни эджайла, ни онбординга.
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, нам в одно из официальных сообществ: ВКонтакте, Facebook или Twitter. Очень хотим помочь разобраться.
требуется ли защита от токсичных подписок
Напоминаю: владельцами этих "токсичных подписок" является сам МегаФон.
Сами их запускают, сами подписывают, сами получают с этого тонны денег.
Вот пруф: https://habr.com/ru/post/448530/
Какой нахрен аджайл??? отключите подписки на контент!
Какой какой, все эти дармоеды, типа коучей - хуёучей в итоге попадут в себестоимость и можно будет обосновать повышение тарифов для фас за счёт выросших накладных расходов на цифровую трансформацию ))))
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, нам в одно из официальных сообществ: ВКонтакте, Facebook или Twitter. Очень хотим помочь разобраться. (ノ◕ヮ◕)ノ*:・゚✧
Угараю со статьи.
Внедрять агил, когда обратная связь с клиентом реализована на нуле, требования соответственно идут от выборок и слепого опроса, а не реальных потребностей клиентов.
Т.е. взять простейщие примеры реализации "emotion" стал намного лучше, но баги никто не правит. Обратиться к человеку в чате не возможно. Смс не приходят.
Это как разработка, не от потребностей потребителей, а от потребностей маркетологов