6 отличий старших классов в Испании от российской школы. Опыт ученика.

6 отличий старших классов в Испании от российской школы. Опыт ученика.

За последние два года в Испанию приехало много российских подростков, которые сразу оказались в местной школе в окружении чужого языка (иногда даже двух), новых предметов и испанцев, сильно отличающихся от человека постсоветского пространства.

Местные жители расслабленные, уверенные в себе и как будто свободные внутри. Видимо, таких людей растит местная среда и школа, подумала я. Поэтому, когда я познакомилась с Ариной, то захотела узнать ее личное мнение об испанском образовании и его отличиях от российского.

Арина до середины 10 класса училась в Казани. Потом был переезд в Испанию в регион Валенсия, где она повторила последний класс средней школы (4ESO) и закончила старшие классы (bachillerato). За три года она выучила три языка и с первого раза поступила в местный университет наравне с испанскими сверстниками.

В этой статье вы узнаете, зачем испанцы идут в бачилерато, какие предметы там преподаются, какой темп обучения, когда начинать готовиться к контрольным и что будет, если не сделать домашнее задание. Но обо всем по порядку.

Что такое бачилерато?

Bachillerato — это старшие классы, куда школьники поступают после получения аттестата об окончании средней школы. Название читается как “бачийерато”, но в русском языке закрепилось произношение бачилерато.

Часто бачилерато располагается в другом здании отдельно от средней школы. Обучение платное в частных (Colegios Privados) и получастных (Colegios Concertados) школах и бесплатное в школах с полным государственным финансированием (Colegios Públicоs).

Бачилерато можно сравнить с 10 и 11 классами российской школы. Как и старшие классы, они не являются обязательной ступенью обучения, в отличие от начальной и средней школ — Educacion Primaria и Educacion Secundaria Obligatoria (ESO). После последнего четвертого класса ESO ребята могут пропустить бачилерато и пойти получать профессиональное образование в одном из техникуме — Ciclos Formativos. При этом, после техникума они также имеют право поступить в университет.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Felobservatoriosocial.fundacionlacaixa.org%2Fes%2F-%2Festructura-del-sistema-educativo&postId=1742566" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Уровни образования в Испании</a>: дошкольное образование (Educacion Infantil), начальная и средняя школы (Educacion Basica), старшие классы (Bachillerato), техникумы (Ciclos Formativos) и университет (Educacion universitaria). 
Уровни образования в Испании: дошкольное образование (Educacion Infantil), начальная и средняя школы (Educacion Basica), старшие классы (Bachillerato), техникумы (Ciclos Formativos) и университет (Educacion universitaria). 

Теперь рассмотрим, какие отличия бачилерато от российских старших классов выделила Арина:

  • Бачилерато заточено для подготовки в вуз.
  • В бачилерато уклон делается на профильные предметы.
  • Испанская школа выделяет больше времени на проработку тем.
  • Ответственность за образование лежит на ученике.
  • Урок в России — поле битвы, в Испании — это театр.
  • Школа слабо мотивирует учиться регулярно.

1. Бачилерато заточено для подготовки в вуз

Обучение в бачилерато длится два года и заточено для подготовки к поступлению в университет. Ученик выбирает профиль, который определяет, какие предметы он будет изучать и какие экзамены будет сдавать для поступления на факультет.

Например, если ученик хочет поступать на биологический факультет, то он выбирает профиль с естественно-научным уклоном, где главные предметы — это математика, физика, биология и химия. Для поступления ему потребуется сдать один из названных предметов на выбор. Информацию о том, как поступить в испанский вуз после бачилерато и правильно посчитать баллы на поступление, можешь прочитать в посте в телеграм-канале На чемоданах по жизни.

В России старшие классы не воспринимаются как плацдарм для подготовки к университету. По содержанию и отношению к школьникам 10 и 11 классы слабо отличаются от 9 класса. Предметы те же, школа и учителя тоже. Не меняется и формат проведения уроков и контрольных.

Бачилерато же — почти университет. Первогодок настраивают на серьезное отношение к учебе и подготовке к будущей специальности. Материал преподается в лекционной форме, контрольные проводятся в формате экзаменов. На них запрещено списывать, иначе аннулируют работу и отправят на пересдачу.

2. В бачилерато уклон делается на профильные предметы

В России почти все предметы есть во всех старших классах, вне зависимости от того, есть ли профильные классы в школе или нет. Разница — в количестве часов, выделенных на предметы. Например, в лингвистическом профиле будет один час биологии и физики в неделю. Физматовец хотя раз откроет учебник по истории и химии.

В Испании набор предметов ограничен профилем обучения. Уже с последнего, четвертого класса средней школы (4ESO) начинается специализация ученика. Подросток выбирает между двумя профилями: естественно-научным и гуманитарным.

В бачилерато выбор увеличивается. В школе Арины было четыре направления: естественно-научный (Ciencias), технологический (Tecnología), гуманитарный (Humanidades) и социоэкономический (Ciencias Sociales). В других школах может добавиться художественный класс (Artes).

Испанцы любят сокращать анаграммы двумя буквами. Так, сокращение от Ciencias Sociales будет СС. SS., а сокращение от Estados Unidos (Соединенных штатов Америки) — EE. UU.

Автор

Разберем набор предметов, которые был у Арины. В первом году бачилерато (bachillerato I) она училась в классе с гуманитарным уклоном. Там не было физики, биологии и математики, зато были древнегреческий и латинский. В следующем году (bachillerato II) она сменила профиль на социоэкономический, где вместо древних языков преподавались прикладная математика и экономика.

Полный список предметов Арины в 10 классе российской школы и в двух классах бачилерато в Испании.
Полный список предметов Арины в 10 классе российской школы и в двух классах бачилерато в Испании.

3. Испанская школа выделяет больше времени на проработку тем

В Испании никто не торопится, в том числе и на уроке. На каждый предмет выделено адекватное количество часов. Учитель не бежит переходить к новой главе, если ученики не проживали предыдущую. Одну тему разбирают в среднем 2–4 урока.

В России школьникам повезло меньше. Учителя стабильно отстают по программе. Ведь часов выделяется мало, а материала заявлено много. Надо успеть рассказать и отработать одну тему за урок.

Можно предположить, что нехватка часов объясняется бОльшим количеством предметов. Ученик любого профильного класса посещает уроки и гуманитарного, и технического, и естественно-научного профилей. Кажется, что российский подход формирует более широкий кругозор. Но сколько конкретно знаний выносит ученик из обзорного курса по предмету — тема для исследований.

4. Ответственность за образование лежит на ученике

Испанский учитель не ставит двойку за незнание ответа на уроке, не напоминает о сложности предстоящих экзаменов, не пугает плохими оценками и профессией дворника. Он даже не заваливает домашней работой. Вся ответственность за образование перекладывается на ученика.

Старшеклассники сами должны просить больше заданий и практиковаться дома, если хотят получить хорошие оценки. Они сами подходят с вопросами к учителю, чтобы залатать пробелы в знаниях. Учить материал и разбираться в нем — обязанность ученика. Преподаватель — это помощник и наставник.

Между учителем и учеником нет строгого подчинения. Дружеский тон проявляется и в обращении к учителю на “ты” и по имени. Но это не удивительно. В Испании в целом не принято разговаривать с человеком на “вы”, даже если у вас большая разница в возрасте.

5. Урок в России — поле битвы, в Испании — это театр

Для российских сверстников каждый урок — поле битвы. Им требуется готовить домашнее задание к каждому уроку, потому что учитель может спросить и поставить оценку. Если ученик не готов, то, чтобы не получить двойку, он вынужден выкручиваться на ходу, тренируя креативность.

Если школьник постарался дома, он может заработать пятерку в журнал за активную работу. Иногда для этого нужно оказаться сообразительнее остальных: учитель часто стимулирует конкуренцию между учениками и ставит пятерки тем, кто справился с заданием быстрее остальных.

Такой подход к учебе обусловлен системой вытсавления оценок. В российских школах детей оценивают почти каждый урок и регулярно ставят отметки в журнал. Итоговая оценка за год складывается из суммы всех оценок за четверть. Отсюда у школьников больше мотивации учиться в течении года.

В Испании иная система оценивания школьников. Подробно я описала это в одном из постов в телеграм-канале. Если кратко, то оценка за работу в классе ставится только одна в конце семестра, а большая часть практических упражнений учитель задает на дом. На годовую оценку влияют главным образом промежуточные контрольные и экзамены, а не работа в течении семестра.

Испанский урок часто сводится к чтению лекции и объяснению нового материала. В классе обычно царит расслабленная и дружелюбная атмосфера, без конкуренции и гонками на перегонки к учителю с решенными примерами.

6. Школа слабо мотивирует учиться регулярно

Если вы подумали, что у испанских школьников много возможностей ничего не делать, то вы правы. У подростка мало внешней мотивации учиться. Оценки за задания на отработку материала не идут в журнал, а те, которые туда попадают, никогда не выставляются на всеобщее обозрение.

Многие подростки не открывают учебник неделями, надеясь наверстать упущенное за сутки перед контрольной. Поэтому те немногие дни с проверочными работами часто сопряжены с нервными срывами, слезами и пересдачами.

В Испании хорошо учатся те, кто замотивировал себя сам или кого подпинывают дома. Обычно отличники — это дети требовательных родителей и/или энтузиасты, мечтающие поступить в хорошие вузы.

Думаю, поэтому я и провалила первые контрольные. Расслабленная атмосфера в классе и отсутствие давления учителей создают иллюзию легкости. Но она рушится, когда ты получаешь лист с заданиями.


На контрольных нет тестовых упражнений. Ученика просят дать развернутые ответы в формате эссе или решить практические задачи. Ответы пишутся на обычных листах А4, выданных преподавателем. За одну контрольную школьник может исписать до 10 листов.


После провала на первом экзамене я поняла, что весь материал, который выдавал учитель, должен быть выучен. Размеренное обучение не снимает с ученика обязательств читать конспекты и делать домашние задания.

Арина

Заключение

Переехать в другую страну в подростковом возрасте — значит оставить старых друзей и понятное видение будущего. Но все черные периоды заканчиваются. Постепенно новая страна становится привычным и безопасным местом, а люди — своими в стельку. В переезде есть немало плюсов: подросток быстро выучит иностранный язык и научится видеть мир глазами двух культур.

Если ты подросток-эмигрант, то готовься впахивать первые годы. Ведь тебе нужно за короткий срок выучить то, что испанцы учат с пеленок. Для поиска новых друзей может потребоваться много усилий: изучить поведение одноклассников, их хобби и интересы. Но помни, что не зазорно искать друзей и вне школы, особенно в эмигрантских кругах.

Если у вас много вопросов о школьном образовании в Испании, то приходите ко мне в телеграм-канал На чемоданах по жизни. Там вышло огромное интервью с Ариной о ее учебе и поступлении в университет.

1
Начать дискуссию