Как перевести компанию в Европу, какие ждут трудности и как их преодолеть?

Сразу сделаем оговорку, что мы говорим только о существующем бизнесе и именно о процессе релокейта уже имеющейся компании в другую страну. На самом деле не важно в какую, но мы будем говорить на примере Сербии и моего опыта в Америке. Выделил следующие аспекты: когда дело касается переезда, первым делом встает вопрос, как будут переезжать штатные сотрудники? Мы перевозили всех самостоятельно. По большому счету, для предпринимателя это является аналогом привлечения нового сотрудника на месте. То есть, если вы нанимаете человека в новой стране, то несёте определенный расход на его привлечение — время на найм и адаптацию. Соответственно, гораздо проще перевезти действующего сотрудника и его семью. Оказать помощь с поиском жилья и обустройством.

ИП или юридическое лицо?

Уже на месте, как предприниматели, идем стандартным путем. Мы регистрируем компанию — как ИП или юридическое лицо. Во всех странах всё работает примерно по одному принципу: ИП берут чаще, так как вы не регистрируете сотрудников, демонстрируете меньший оборот и, соответственно, выплачиваете меньший налог. Индивидуальный предприниматель платит, грубо говоря, только за себя. Сам выводит деньги из бизнеса и оплачивает налог как физическое лицо. Для юридического лица в Европе всё гораздо жестче, нужно платить прогрессивную шкалу подоходного налога — чем больше вы зарабатываете, тем больший процент вы отдаете государству. Кроме прогрессивных налогов, юридическому лицу необходимо оплачивать налоги на ведение деятельности самой компании и повышенный налог на сотрудников. Если в России сотрудник находится в штате, в среднем нужно платить государству минимум 32% налогов и взносов. При этом, можно аккредитоваться как IT-компания и получать налоговые послабления, в этом случае налог составляет примерно 20-25% за штатного сотрудника. В Европе всё совершенно не так. В среднем за сотрудников платится налог в размере 63%: в это входят пенсионные начисления, а также различные налоговые истории на сотрудников и их семьи. Это основной пункт, с которым сталкиваются предприниматели. Они видят, во сколько им обходятся сотрудники, что приводит к крушению unit-экономики. Поэтому многие предприниматели возвращаются к тому, что платят в конвертах или как индивидуальным предпринимателям. Естественно, подобные расходы можно вписать в расходную статью, понижающую налоговую ставку.

До регистрации компании руководствуюсь своим стандартным, проверенным методом: найдите пять бухгалтеров и консультантов и пройдитесь по каждому из них с одинаковым списком вопросов.

— Какие системы налогообложения существуют в стране?

— Какие послабления существуют для IT-компаний?

— Опишите детально каждую законодательную статью, касающуюся сотрудников и компаний?

— Как происходит взаимодействие с налоговыми органами?

Затем сверьте ответы на интересующие вас вопросы. Помните, что важно идти от общих тем к частным, подробнее писал на что стоит обратить внимание в своем телеграмм-канале «Цифровые зарубы».

Естественно, чем больше вы будете общаться на тему релокации бизнеса, тем больше различных нюансов вы будете узнавать — от юридических, финансовых до законодательных и хозяйственных. Отмечу, что европейское бухгалтерское обслуживание значительно отличается от российского. Многие знают, что бухгалтерия ведется за 5 тысяч в месяц на аутсорсе спокойно. А теперь, как это происходит в Европе. Напомню, что всё зависит от компании — для ИП можно найти за 100 евро на примере Сербии и где-то за 150 долларов в Штатах. Аналогичным образом для юридического лица обслуживание стоит на порядок дороже. При этом в Штатах, помимо фиксированной стоимости, принято еще отдельно платить за консультацию. Здесь не прокатит более привычный нам способ написать в Telegram и получить ответ. То же самое касается юридического обслуживания и HR. Обычно предлагается брать эти услуги у тех же компаний на аутсорсе или у собственных штатных сотрудников. Юридический учет для «Бюро цифровых технологий» я делал аналогично бухгалтерскому, чтобы понимать какие особенности есть в той или иной стране, как зарегистрировать компанию и в какой области. Это особенно характерно для Америки, где 50 с лишним штатов и нужно выяснить в каком из них лучше всё оформить, откуда лучше выводить денежный трафик, Cash Flow и так далее.

Регистрация офиса

Допустим, мы поняли, как в той или иной стране устроены бухгалтерско-финансовые и юридические аспекты ведения бизнеса. Следом возникает вопрос о регистрации офиса и его аренды. Кто-то оформляет виртуальный адрес, на котором болтается компания. Ограничение лишь в том, что на такие компании могут посматривать налоговые органы. Почему это плохо? Многие предприниматели, когда приезжают, оформляют себе ВНЖ на основе зарегистрированной компании, и госорганы могут отказать в регистрации, если офис находится в таком виртуальном формате. У меня есть пара случаев, когда люди регистрировали ИП, делали виртуальный офис и им отказывали в ВНЖ — все понимают, что этот фейковое убежище, никто этого не любит. После этапа регистрации офиса начинается оформление самой компании. В Сербии все бумажные разбирательства занимают не более пяти дней и представляют собой сбор совершенно простых документов. Естественно самый важный момент — это банк. Мы, русские люди, не привыкли к такому уровню сервиса. Если в России в февральский период банк мог зарегистрировать физическое лицо в течение дня, то в Сербии это занимает 2 часа. Лично я ждал регистрацию банковского счета в Райфайзене как юридическое лицо порядка месяца. По итогу параллельно подал документы как физическое лицо, зачислил деньги на ведение хозяйственной деятельности и компанию одобрили. В Сербии берут это в расчёт.

Для регистрации DOO (Društvo sa ograničenom odgovornošću), так называется ООО в Сербии, требуется минимум две тысячи евро на счету. В Штатах в этом плане тоже необходимо порядка полторы-двух тысяч долларов на банковской счету, чтобы инкорпорация прошла успешно. Будьте готовы к тому, что:

— Банкинг регистрируется долго

— У вас возникнет много вопросов

— Вам нужно будет подкрепить массу документов. Например, документы, подтверждающие, что ваши деньги были добыты честным путем

— Необходимо прикрепить резюме сотрудников

— Также нужно подкрепить договоры с предыдущими компаниями в России, с которыми вы работали.

К регистрации ООО в Европе относятся довольно серьезно, хотя в Сербии инкорпорация в среднем занимает порядка пяти дней. В Штатах чуть-чуть попроще, например, Bank of America в Делавэре регистрирует за неделю железно. После того, как зарегистрировали компанию, начинаются рутинные бумажные процессы. Если вы находитесь в Европе, допустим в Сербии, вам необходимо сделать договоры на двух языках — на сербском и английском. В принципе нужно сразу привыкнуть к тому, что вся документация будет на нескольких языках, бухгалтерская отчетность и акты в том числе. Отчетность сдается каждый месяц, даже после того, как у вас начнется ведение хозяйственной активности. Безусловно, это головная боль, здесь спасает только онлайн-банкинг и «тот самый» правильно найденный бухгалтер.

Нетворкинг

Очевидный пункт, но без него никуда. Для того, чтобы преодолевать бухгалтерско-юридические вопросы, нужно находить людей, которые в этом работали или видят связанную с этим деятельность. Мне кажется сейчас как никогда нужно пользоваться нетворком. Особенно искать носителей языка и общаться с ними, потому что лучше них никто не знает законодательство. Не стесняйтесь. Это очень важный момент. На моей памяти был случай, когда ребята начинали вести бизнес в Италии, со временем им начали поступать деньги, всё шло хорошо. Но по итогу unit-экономика бизнеса просела, местные налоги жали гораздо больше, чем они планировали. Так что очень важно изначально ко всему подготовиться до регистрации компании. Рассчитать сколько в принципе будет потреблять компания каждый год вне зависимости от того есть у вас сделки или нет, потому что налоги нужно платить несмотря на наличие или отсутствие заработка. Сопутствующая ремарка — вам не продлят ВНЖ, если у компании нулевой оборот.

Набор сотрудников

Мне кажется, что сейчас открылась масса возможностей найма сотрудников, в том числе удаленного. В моем случае IT-разработчиков. На рынке большая текучка, всем нужны деньги и какой-то Cash Flow. Сейчас находить разработчиков на порядок дешевле, чем в России былых времен. Это одно из немногих преимуществ, которое появилось в нынешнее нелегкое время.

Изучать новый рынок — всё равно, что начинать новый бизнес в России

После того, как мы организовали бизнес, нам нужно начать реализовывать проекты. Те, кому удалось это сделать в России, скорее всего понимают каким образом можно преодолеть первоначальную нехватку клиентов. Без нетворкинга, рекламы и постоянного исследования потребностей рынка не обойтись. Я переехал в Сербию для проектирования запросов конкретных клиентов. Учтите, что Европа гораздо меньше и бизнес-возможности здесь разбиты по разным регионам. Это отдельная специфика — вы приезжаете в небольшие страны, которые взаимодействуют друг с другом, и в каждой из них исследуете свои законы, порядки и маркетинговые офферы. Условно приезжая в Нидерланды стоит погружаться в то, как устроен сам бизнес в этой стране с точки зрения продуктовой логики и unit-экономики. Нужно быть готовым морально и финансово каждый раз исследовать с нуля.

Как и где искать клиентов?

В моём случае формула очень простая: поскольку «Бюро цифровых технологий» занимается продуктовой разработкой, мы смотрим на клиентов, которые есть на рынке по разным нишам. Изучаем, как можно сделать их жизнь лучше, упаковываем это в некий продукт и приходим с ним к заказчикам.

Что могу посоветовать? Из банального максимально настроить нетворкинг. Начать вписываться в локальные сообщества предпринимателей в вашей стране (групп в Facebook и Telegram предостаточно) и предлагать им свои идеи. К примеру, если вы занимаетесь IT-строительством, постарайтесь занять экспертную точку опоры в этой нише в новой стране. Главное помните, что бизнес — это всегда про людей.

Смотрите на глобальные стартапы, акселераторы и старайтесь находить людей, которым вы можете быть полезны. На первом этапе после релокации я просто приходил и говорил: «У вас есть стартап, а у меня есть большая экспертиза работы с ними». Делал несколько сессий бесплатно, слушал советы, узнавал чуть больше о рынке, тем самым, получая ценный опыт. Людям нравится такое отношение, так как они сразу же видят выгоду.

Также помните, что привлечение нового клиента — это пять точек контакта минимум. Будьте готовы к длинной цепочке продаж, ведь игра в долгую всегда в приоритете. С клиентом нужно познакомиться, понять его боль, понять, что ему предложить, прогреть и наладить связь. Это медленнее, чем вариант обратиться к тому, с кем уже работал и попросить его рекомендации. Мы такой вариант тоже делаем, но нужно иметь ввиду, что этот способ продолжение вашего прошлого бизнеса — это не релокация.

Представьте, что вся вышеперечисленная информация — чертёж, который вы постепенно, скрупулезно оформляете. Если вы уделили достаточно внимания и сил каждому пункту: провели ресерч, изучили особенности рынка, зарегистрировали компанию, пообщались с местными о специфике рабочих процессов и фокусах внимания, то поиск клиентов становится проще. Вы сразу же видите зеленые зоны и не закрытые ниши. Дорогу, кроме вас самих, никто не осилит. Вы начнете видеть клиентов, а они вас, когда посмотрите на законченный чертеж сверху: заметите параллели, связи, слабые места и сможете их проработать на основе экспертизы и контактов.

Не жалею, что решился на релокацию. Понятно, что было затрачено много времени и финансов, но зато это ценный опыт, который определенно стоит того. Да, может не получиться с первого раза, здесь действует феномен Кремниевой долины — успех точно так же важен, как и провал. Не имеет значения в какой стране вы будете строить и развивать бизнес. Предпринимательство — стиль жизни, вне зависимости от локации.

55
Начать дискуссию