Как я иммигрировал в США, получив L1A визу в Турции после начала спецоперации
Если коротко — долго, дорого и с различными сложностями.
О чем статья?
Хочу поделиться личным опытом получения визы для переезда в «недружественную» страну, консульства которой отсутствуют в РФ.
Постараюсь раскрыть следующие темы:
- последовательность действий, если делать это через Турцию;
- сколько времени займет и что для этого нужно;
- описание некоторых нюансов и сложностей, с которыми можно столкнуться;
- вывод, насколько это реально в текущей ситуации.
Как все начиналось
Решение о трудовой иммиграции было принято еще в 2021 году на холодную голову, а желание переехать в первую очередь двигалось карьерными амбициями. Всегда считал, что к подобным радикальным изменениям в жизни нужно подходить с толком, не спеша все продумать и спланировать. Я работал и жил в Питере на американскую IT компанию с филиалом в России, никуда не торопился и параллельно закрывал некоторые дела:
- хотел закончить ортодонтическое лечение;
- подготовить все документы (например свидетельство о рождении нового образца, доверенности, переводы и апостили);
- накопить деньги (в инвестициях в американские компании и облигации);
- получить водительские права и тд.
Долгосрочное планирование не сработало
Как сказал мой хороший друг, который спланировал поездку из Крыма за день до подрыва моста: «Теперь мой горизонт планирования полдня максимум».
После всем известных февральских событий было принято решение временно переехать в другую страну и там более усиленно готовиться к релокации в Штаты. На тот момент боялся закрытия границ, также немного пугали отмененные рейсы в большинство стран мира — не хотелось оказаться запертым на полпути.
Подготовка к переезду в Турцию заняла пару недель (карты МИР, наличка, документы, билеты по условно нормальным ценам), и, в итоге, 16-ого марта я и несколько моих друзей были в Анталье. Мы сразу решили оформить туристический ВНЖ и открыть банковские счета, так как не знали, насколько это все временно.
Обратили внимание на ступор многих наших коллег, которые не знали что делать. Мы то из Крыма и уже видели нечто подобное в конце 2014, принять решение было несложно.
Кстати, я много читал, что люди массово уезжают, но из моего айтишного окружения подавляющее большинство сидело ровно и ждало пока все «быстро закончится».
Как это все влияет на L1A визу?
Есть разные варианты квалификации под эту визу, опишу свой случай. В целом, L1A предназначена для внутрифирменного перевода менеджеров и руководителей высшего звена.
Для получения американской визы нужно очное интервью в консульстве США, которые в России на данный момент не работают, зато они работают в Стамбуле и Анкаре.
Сначала кратко расскажу о ключевых требованиях для L1A визы:
- компания, в которой вы работаете, должна быть международной, то есть иметь филиал или дочернюю компанию хотя бы в одной стране (например, США и Россия, как в нашем случае);
- нужно проработать в компании не менее 1-ого года в течение последних 3-х лет;
- нужно занимать руководящую должность (менеджер менеджеров);
- необходимо доказать наличие штата сотрудников и показать, что обороты и доход компании являются достаточно существенными (офисы-пустышки за границей не прокатят).
Как мы видим, основные требования под эту визу очень сильно были завязаны на российский филиал и мою работу в нем. После февраля многие западные компании организовали флешмоб по уходу с российского рынка, и моя компания тоже планировала присоединиться к ним.
Дополнительно меня подали на H1B лотерею, которую я выиграл с первого раза. Но L1A, на мой взгляд, выглядит сильно привлекательнее и проще, чем классическая H1B. Основные преимущества:
- на данный вид визы не существует квоты;
- получение этой визы может послужить основанием для получения EB-1С грин карты в США в дальнейшем;
- члены семьи имеют право получить визу L-2, супруги имеют разрешение на работу в США, а дети могут посещать образовательные учреждения.
Но есть и минусы:
- L1A жестко привязана к текущей компании, если уволят — чемодан, аэропорт (у H1B дается 2 недели на смену работодателя);
- если компания перестает быть международной, например, единственный филиал в России закрывается ни с того ни с сего, то уже полученная виза перестает быть валидной. Для этого достаточно иметь просто еще один полноценный филиал в другой стране, и вам необязательно к нему иметь какое-то отношение. В нашем случае есть офис в Канаде.
- в отличие от H1B зарплата сотрудника с L1A никак не регулируется, она просто должна быть «reasonable» (это прямо цитата).
Необходимые документы
Самое сложное и долгое в получении этой визы -- это сбор документов и доказательств квалификации компании как международной и сотрудника как менеджера.
Сбор и перевод документов занял около 3-х месяцев: мы начали еще в январе, а сама подача была в апреле. Чтобы описать весь этот бюрократический ад, одной статьи будет мало. Я безумно благодарен коллегам из legal и people отделов, которые всем этим занимались. Для общего понимания ситуации отмечу коротко, что требовалось:
- Петиция I-129.
- Описание бизнеса в США, включающий описание должности сотрудника, описание развития бизнеса, обоснование необходимости присутствия переводимого сотрудника, описание должности L-1 сотрудника, описание квалификации переводимого сотрудника.
- Для компании в США: свидетельство о регистрации, договор аренды офиса, налоговые декларации, аудиторские заключения, банковские выписки, коммерческие договоры, бланк компании, структура организации после перевода сотрудника.
- Для компании в России: свидетельство о регистрации, устав, налоговые декларации за последние 3 года, заключения аудиторов, план офиса, структура организации, сервисные договоры юрлица, банковские выписки и другие документы, подтверждающие ведение деятельности, описание позиции переводимого сотрудника.
- Доказательства управленческих функций переводимого сотрудника: скриншоты Slack, имейлы, результаты performance review и тд. Не забываем, что все русское нотариально переводим включая скриншоты.
- Дипломы, если есть. Забавно, что для L1A он не нужен. Даже тут не пригодился и слава богу. Не факт, что мой крымский диплом прокатил бы.
После того, как все это собрали, мы также приобрели услугу «премиум процессинг» — вместо 3-5 месяцев они рассматривают документы за 15 дней. Тут нужно быть аккуратными и убедиться, что все документы в порядке, иначе они по результатам проверки запросят дополнительные подтверждения, и это может все равно затянуться на многие месяцы. Мы пользовались услугами компании, которая нам помогала с подачей.
В итоге одобрение (I-797B) пришло через 12 дней после подачи с первого раза.
Консульское интервью в Стамбуле
Часть 1. Подготовка.
Далее по плану очное интервью с американским консулом. Процедура следующая:
- Документ approval notice (I-797B), который мы получили в предыдущем квесте, должен быть физически у вас на руках, полученный по почте с США.
- Заполняем форму DS-160. Данные, которые вы там указываете, не должны противоречить данным, что были указаны ранее при подачи документов. Вас попросят ввести адрес проживания в Штатах — вводим рандомный и не переживаем.
- Оплатить пошлину. К сожалению, ее прийдется оплатить до того, как вы выберете страну и консульство, а соответственно вы не сможете заранее знать, где очередь меньше.
- Бронируем дату и время. На место нужно будет явиться с I-797B, DS-160, валидным на протяжении следующих шести месяцев загранпаспортом, а также нотариальная копия внутреннего паспорта или свидетельства о рождении.
Юристы рекомендуют подаваться в Южной Америке. По сути, чем дальше — тем лучше. На тот момент ожидание интервью в Перу было около двух недель.
Мой вам совет — не подавайте на визу США в Турции. Во-первых, безумные очереди — я подал форму DS-160 в мае, а ближайший слот был на декабрь. Во-вторых, возможности сокращения этого срока крайне ограничены — в Турции невозможно применить процедуру waive interview (когда все делается чисто по почте, без интервью с консулом). Остается только процедура expedite interview, но там нужно очень убедительно обосновать причины (обычно это форс-мажоры, здоровье и в таком духе). Что собственно мы и попытались сделать.
Сразу оговорюсь, это везение вместе с профессионализмом юристов, так как они накатали 2 листа A4 обоснований делая упор на экономическую составляющую. Если коротко, то упор делался на экстренное сокращение персонала в России и необходимость найма в США, иначе бизнес понесет колоссальные убытки (цифры прилагаются), время поджимает, и без меня тут никак не обойтись. Это все, в целом, соответствует действительности, но консул легко мог посчитать это недостаточным аргументом. К счастью, уже через 3 дня мое интервью перенесли с декабря на июль.
Я как-то спросил у своего босса, как он посчитал потенциальные убытки от моего отсутствия. Он ответил: «I pulled those numbers out of my ass». Шутки шутками, но такие метрики действительно очень тяжело посчитать и еще тяжелее проверить.
Часть 2. Интервью.
3 часа в очереди, а потом интервью с консулом в районе двух минут. Если вы в состоянии правильно ответить на вопросы, как зовут, какая должность и в какой компании работаете, то переживать не стоит. Я умудрился на один вопрос неправильно ответить, и ничего. Юрлицо в России и в США имеют немного разные названия, а надо было говорить именно название ООО в России. Далее произошел неприятный, мягко говоря, момент.
Скорее всего, вы тоже получите такую же бумажку — не стоит переживать, как я. Как мне сказали юристы: если паспорт забрали, значит все хорошо. Им просто нужно больше времени на проверку документов и выполнение всех административных ритуалов, которые они не успевают из-за большой нагрузки. В итоге, мой паспорт с визой пришел по почте в Анталью через неделю.
На цвет моего паспорта всем было пофиг на всех этапах -- никаких дополнительных проверок, вопросов или задержек у меня не было.
Перелет в США
Далее все просто. Бронируем отель, покупаем билеты. Перед вылетом с собой иметь следующее:
- паспорт с визой;
- approval notice (I-797B), с которого все началось;
- формально до сих пор требуется ковидный сертификат европейского образца с пройденным полным циклом вакцинации. ПЦР тесты не требуются;
- апостилированный перевод свидетельства о рождении, если есть планы получить грин карту в будущем;
- побольше денег.
Я бесплатно чипировался пфайзером в Турции, но меня никто никогда так и не попросил предъявить сертификат. В США все забили уже на ковид.
Со Стамбула прямой перелет в Бостон. Такое ощущение, что со Стамбула прямой перелет куда угодно. Никаких сложностей прохождения паспортного контроля при вылете и после посадки нет, дальше все очень просто. Кстати, на паспортном контроле в США штамп в паспорт больше не ставят.
Вывод
- Америка по-прежнему открыта для релокации по рабочим визам;
- никакой русофобией даже не пахнет — вы никому не интересны;
- все заняло где-то полгода с учетом ускорения консульского интервью;
- выбирайте страну в южной/центральной Америке для консульского интервью;
- по бумагам вакцина все еще нужна, но никто не проверяет сертификаты;
- пользуйтесь помощью юристов, если есть такая возможность.
Я пару месяцев живу в Бостоне, полет нормальный. Если интересно, могу подробнее рассказать о том, как обживался, арендовал жилье, получал SSN, открывал счета и прочие радости первых дней в новой стране.
Как грится, конгратюлейшнс!
Спасибо!
Комментарий недоступен
Пересмотр согласно рынку был. Грех жаловаться.
Зависит от штата и от города. В больших городах расходы всегда выше.
Хороший выбор, Влад! Я смотрю по линкедину вы в Бостонщине, заходите в гости.
Комментарий недоступен