Читаем финансовую отчетность по МСФО: стоит ли верить выручке
Само понятие выручки знакомо каждому человеку в той или иной интерпретации. Принято считать, что выручка – это сумма средств, полученная от реализации продукции или оказанных услуг. На самом деле все так и есть. Но если рассматривать этот показатель в рамках финансовой отчетности, то не все полученные компанией деньги попадают в соответствующую графу отчета о прибыли и убытках. Также как и не вся отраженная в отчете выручка – это фактически полученные деньги.
Согласно принципу учета выручки по МСФО (международный стандарт финансовой отчетности) выручка признается только в тот момент, когда компания оказала все услуги, которые должна была оказать и понесла все соответствующие издержки. Иными словами чтобы отразить полученную выручку, компания должна выполнить все условия договора и/или требования законодательства.
Примером может являться закон о защите прав потребителя, согласно которому клиент вправе вернуть товар продавцу в течение 14 дней с момента покупки, или покупка авиабилета за несколько месяцев до вылета. Торговая компания вправе признать выручку только по истечению права покупателя на возврат товара, а авиакомпания сможет признать выручку только после того, как человек воспользуется купленным билетом.
В обратном случае, компания может фактически и не получить денежные средства от контрагента, но при соблюдении вышеперечисленных условий выручка будет признана и отражена в отчете.
Все тонкости отражения выручки прописаны в новом стандарте МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», который введен в действие в 2014 году. Новый стандарт разрабатывался Советом по МСФО совместно с Советом по стандартам финансового учета США на протяжении 6 лет.
До выхода стандарта МСФО 15, при составлении отчетности, компании руководствовались стандартом о выручке разработанным еще в 1982 году, который не охватывал все многообразие ситуаций, возникающих в действительности. Пользуясь «пробелами» старого стандарта о выручке, менеджмент многих компаний завышал свои показатели выручки с целью показать большую эффективность бизнеса.
Яркий пример завышения выручки, хоть и непреднамеренного, у российского девелопера «Группы Компаний ПИК» в отчете за 2018 год.
С 1 января 2018 г. компания перешла на МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», где применен метод отражения суммарного эффекта.
Подводя итог вышеизложенному можно сказать следующее. Для того, чтобы правильно понять, что из себя представляет выручка компании, недостаточно просто посмотреть соответствующее значение в отчете о прибыли и убытках. Важно понимать структуру бизнеса компании, ее основной продукт или услугу. Так же немаловажно обращать внимание на примечания к графе о выручке в финансовой отчетности. Там может быть указана информация о том, в какой момент компания фиксирует выручку.