«Бизнес, связанный с детьми, всегда будет востребованным»
Инвесторы недооценивают потенциал российского рынка детских развлечений, который имеет огромные возможности для роста. Большинство крупных городов в стране не обладают достаточным количеством уличных и indoor-парков. Согласно аналитикам, доля онлайн-оборота парков аттракционов и других компаний, предоставляющих услуги для детей, в июне 2023 года выросла на 33% по сравнению с прошлым годом. Средний чек также увеличился на 43%. Хотя главным фактором этого роста является ослабление рубля и повышение цен на продукты питания со стороны поставщиков, спрос на услуги детских центров остается высоким. В современном обществе все более значимой становится роль продуктов и услуг, предназначенных для детей. Исследования, проведенные в смежных областях, ясно демонстрируют общую тенденцию в этом направлении. Например, «Газпром-Медиа Холдинг» предоставляет интересные данные о рынке детской анимации, которые доступны каждому:
• Дети до 12 лет составляют 13% населения России;
• Российский рынок отечественной анимации растет быстрее глобального (средний годовой темп роста составляет 15% в год с 2020 по 2022 годы, в то время как мировой рынок растет на 13%);
• С 2018 года количество анимационных студий увеличилось более чем на треть.
В 2022 году объем рынка отечественной анимации был оценен в 18,1 млрд рублей, а к 2030 году ожидается его увеличение до 38,8 млрд рублей - то есть более чем в два раза. Эти цифры ясно указывают на огромный потенциал рынка детских развлечений, который в настоящее время сильно недооценивается.
Аналитики компании CloudPayments (входящей в группу Cloud) и Zamania опубликовали отчет, основанный на данных о том, в какие сезоны и по каким поводам спрос на парки развлечений для детей растет. Согласно данным аналитиков CloudPayments, доля онлайн-оборота у парков аттракционов и других компаний, предоставляющих услуги развлечений для детей, выросла на 33% в июне 2023 года по сравнению с июнем 2022 года. Рост среднего чека составил 43% - с 2 571 рубля до 3 677 рублей, что связано с повышением цен на продукты питания со стороны поставщиков.
По данным аналитиков, отпускное время, которое приходится на лето, приводит к уменьшению посещаемости парков аттракционов. Оставшиеся три сезона показывают наиболее яркий рост спроса со стороны потребителей.
Данные, предоставленные CloudPayments, подтверждают данную тенденцию. Так, в осенний период 2022 года онлайн-оборот парков развлечений для детей вырос на 63% по сравнению с летом того же года. Размер среднего чека увеличился на 66% с 2 850 до 4 723 рублей. Если сравнивать весну 2023 года с 2022 годом, то доля онлайн-оборота увеличилась на 53%. Это обусловлено ростом популярности активити-парков в 2023 году.
Инвестиционная привлекательность
Каждый предприниматель мечтает о захватывающем, перспективном и привлекательном проекте. Однако, не обязательно, чтобы проект был связан с передовыми технологиями или новейшим продуктом. На самом деле, простая и понятная бизнес-модель, предоставляющая простые, но крутые услуги - вот именно то, чего все так стремятся достичь.
Для меня лично, это индустрия детских развлечений. Дети - наше всё. Они - наше настоящее и будущее, поэтому мы не жалеем средств для их удовлетворения. В современном мире, где жизнь настолько напряженная и интенсивная, дети требуют много внимания, которое не всегда легко уделить физически. Но в детском развлекательном центре (ДРЦ) вы можете отдать своего ребенка на время, чтобы он поиграл и общался с другими детьми, пока вы спокойно отдыхаете в кофейне или ходите по магазинам. Ваш ребенок будет под присмотром, и вам не придется беспокоиться о его благополучии. Основной запрос современных родителей заключается в том, чтобы удовлетворить их потребности, за что они готовы заплатить.
Трудно представить крупные торговые центры без детских развлекательных зон. Именно детские развлекательные центры и семейный досуг всегда привлекали посетителей в ТРЦ. Родители приходят с детьми и могут заниматься своими делами внутри торгового центра. На данный момент это в значительно большей степени является местом для проведения досуга, а не местом для приобретения товаров. Многие крупные ТРЦ после пандемии поменяли свою бизнес-модель и всё больше делают ставку на семейный формат досуга, нежели аренду под fashion-ритейл. Именно детские парки развлечение и формируют на текущий момент огромный трафик в ТРЦ.
При выборе ниши инвестиций в бизнес большинство потенциальных инвесторов испытывают сомнения, особенно в нынешних условиях. И это вполне естественно. Страшно оказаться в убытке, проинвестировав в не востребованную нишу, особенно, когда доходы потребителей снижаются. Чтобы опровергнуть этот миф, обратимся к официальной статистике. По данным Росстата, оборот в сфере развлечений и семейного досуга продолжает расти. Согласно отчету от СК «Росгосстрах жизнь», родители без проблем выкладывают кругленькую сумму на детский досуг. В середине 2022 года они были готовы тратить от 5 до 20 тысяч рублей в месяц на развлечения для своих детей. Каждый из них стремится обеспечить детям счастливое и радостное детство. По результатам исследования, проведенного в январе 2023 года компанией «АльфаСтрахование», стало известно, что 32% жителей России тратят почти половину своей заработной платы на кружки, секции и репетиторов для детей. В опросе участвовали 1115 человек из 41 региона, средний возраст участников составил 39 лет, а 76% из них были родителями двух детей. По данным опроса, проведенного страховой компанией "Росгосстрах жизнь", большинство родителей (более 50%) готовы выделять от 5 до 10 тыс. рублей в месяц на развлечения своих детей. Около 25% россиян могут тратить до 5 тыс. рублей в месяц на эти цели, каждый шестой готов отдать от 10 до 20 тыс. рублей. Согласно статистике, 5% родителей готовы тратить более 20 тыс. рублей на детские развлечения. Данная статистика подтверждает, что в ниша детских парков развлечений это уверенно растущий бизнес вне трендов. А не кратковременный хайп. Потому что данный бизнес строится на ключевых ценностях - семья, дети, счастье.
Если говорить про аудитория ДРЦ, то она очень значительная в перспективе. В 2022 году дети до 17 лет составляли 21,8% населения России, что в абсолютных числах составляет 31,8 млн. потенциальных посетителей ДРЦ.
Кейсы
У нас в портфеле имеются несколько бизнесов, ориентированных на детей - Vanana park - сеть детских парков развлечений (наша доля превышает 50%, а Impact Capital является главным собственником и управляющим) и Скалалэнд. И можно уверенно заявить, что ни один из детских развлекательных центров, которые были открыты с нашей помощью, не прекратил свою деятельность и не планирует этого делать. Все объекты функционируют и приносят стабильную прибыль. Если взглянуть на наш парк Vanana, то показатели выручки только возрастают от года к году:
2021 год: 2 центра, 84 млн.
2022 год: 6 центров, 416 млн.
23 год 6 центров 651 млн
В другой сети Скалалэнд в 2023 году мы увеличили выручку до 200 млн, что в два раза больше, чем в 2022 году - 115 млн.
Если взять конкретные цифры, то на открытие ДРЦ потребуется сумма от 15 млн до 60 млн. руб, всё зависит от площади и наполнения парка. Площадь парка варьируется от 400 до 1500 кв.м. Срок окупаемости от 2 до 3 лет. Выручка центра состоит из выручки от свободных посещений аттракционов по билетам и проведения различных мероприятий, в первую очередь детских дней рождения.
Так же центры зарабатывают на фрешбаре (в центрах небольшой площади) и кафе с кухней (в больших центрах).
Доходность инвестора составляет от 20 до 45% годовых в зависимости от объема инвестирования и профессионализма команды внутри парка.
Прибыль в бизнесе ДРЦ может варьироваться в зависимости от времени года, погоды и каникул. Наибольшее количество посетителей детских центров приходится на осенне-зимний период, особенно в выходные дни и во время школьных каникул. Летом обычно наблюдается спад посещаемости. IMPACT Capital играет важную роль в развитии наших бизнесов, предоставляя не только финансирование, но и управленческую поддержку для быстрого роста. Мы обладаем собственными знаниями и навыками по управлению ДРЦ. Все это оказалось очень полезным, мы сэкономили много времени и денег, которые являются ключевыми ресурсами. Поэтому наши эксперты активно экстраполируют данный опыт в управлении финансами и бизнесом также и в других наших проектах.
Резюме
Отличаясь от сложных IT-стартапов, высокотехнологичного бизнеса или даже кофеен и пекарен, способных быстро приносить прибыль, детский развивающий центр является долгосрочным инвестиционным проектом. Инвесторы и предприниматели, занимающиеся этой сферой, обеспечат себе постоянный источник дохода на многие годы вперед. Несмотря на постоянные изменения в макроэкономической ситуации и кризисы, бизнес, связанный с детьми, всегда будет востребованным. Люди будут экономить на еде, развлечениях и себе, прежде чем экономить на своих детях, такова психология человека - всегда даем лучшее детям. Мы все стремимся, чтобы наши дети жили лучше, чем мы сами. И у вас есть возможность стать частью этого прекрасного социального бизнеса.