Рекомендации аналитиков по акциям зависят от их культуры и предубеждений
The Economist опубликовал результаты исследования о том, как инвестиционные аналитики дают рекомендации по акциям. Если в названии компании присутствует страна ее нахождения или это компания из страны по соседству - рекомендация оказывается выше. Подробнее об этом ниже в статье.
Меня зовут Романович Роман, я инвестор и финансовый консультант. Материал подготовлен на основе статьи в The Economist, доступной для читателей платной подписки.
Инвестиционных аналитиков часто обвиняют в необъективности их рекомендаций. Поскольку им выгодно поддерживать тесные связи с компаниями, которые они анализируют, они готовы принимать радужные прогнозы менеджеров и завышать оценки. Они также чувствуют давление со стороны своих работодателей - инвестиционных банков, которые зарабатывают на андеррайтинге для этих компаний. Однако, экономические и профессиональные стимулы не единственные причины их предвзятости. Веса Пурсияйнен из Университета Гонконга утверждает в своем исследовании, что на решения аналитиков также влияют национальные предрассудки.
Немцы более надежны, чем французы? Ответ сильно варьируется в зависимости от того, кого и где вы спрашиваете. В этом случае, основываясь на опросе Евробарометра, средний европеец сказал бы «да». Но средний бельгиец, грек или португалец был бы с этим не согласен. Такие культурные представления о надежности людей из других стран существенно различаются по странам.
В исследовании используется опрос, проведенный Eurobarometer, в ходе которого жителей 15 европейских стран спросили, насколько стоит доверять людям определенной национальности. Сравнивая уровни двустороннего доверия между странами, господин Пурсияйнен разработал меру «предвзятости доверия». Финны, например, демонстрируют предвзятость в отношении итальянцев, но доверяют гражданам соседей по Скандинавии. При этом «южане» с похожей предвзятостью относятся к «северянам».
Как это влияет на инвестиционные решения
Затем Пурсияйнен сопоставил эту информацию с базой 1,3 миллиона инвестиционных рекомендаций, выпущенных в период с 1996 по 2018 год. В результате он пришел к выводу, что «предвзятость доверия» влияет на инвестиционные рекомендации. Например, норвежские аналитики рекомендуют датские акции на 8,4 процентных пункта чаще, чем австрийские аналитики и на 6,7 процентных пункта чаще рекомендуют британские компании, чем это делают аналитики из Франции. Этот эффект усиливается в случаях с компаниями, названия которых содержат название страны их происхождения.
Например, Deutsche Bank окажется более привлекательным для условного итальянца в сравнении с Commerzbank'ом.
Теоретически, такая модель возникает, потому что аналитики лучше информированы о фирмах, расположенных в соседних странах. Тем не менее, исследование показало, что даже после учета расстояния, предубеждение по-прежнему влияет на мнение аналитиков по поводу акций.
Сила «предвзятости доверия» оказывается сильнее во времена политических или экономических потрясений. В период долгового кризиса еврозоны в 2011 - 2013 годах аналитики из Северной Европы стали гораздо более «медвежьими» в отношении акций южноевропейских стран, чем их средиземноморские коллеги. С тех пор, как их страна проголосовала за выход из ЕС, британские аналитики стали гораздо оптимистичнее относиться к перспективам британских фирм по сравнению с аналитиками с континента.
Выводы
Неясно, знают ли аналитики о предвзятости в своих рекомендациях. Они могут думать, что гражданство компании не влияет на их суждение или что они правильно учитывают контекст, в котором работает компания. Однако, исследование показывает нам другое и это еще одна причина для осторожности при инвестировании на основе аналитических рекомендаций.
Удачных инвестиций!