Исследование Тинькофф Инвестиций: российский розничный инвестор — кто он такой?
Тинькофф Инвестиции провели исследование среди 200 000 пользователей и составили портрет современного российского розничного инвестора.
У Тинькофф молодые инвесторы
Больше половины инвесторов — это молодые люди 28-38 лет. Средний возраст российского инвестора — около 35 лет. При этом в Европе и США, по оценкам аналитиков Тинькофф Инвестиций, большинство инвесторов составляют люди в возрасте от 40 лет и старше.
Среди инвесторов мужчин в несколько раз больше, чем женщин
Мужчин среди пользователей Тинькофф Инвестиций — большинство (86%), женщин-инвесторов — 14%. Замужем или женаты 48% инвесторов, 52% пользователей пока не вступили в брак.
Чем больше у инвесторов детей — тем ниже аппетиты к риску
У инвесторов, состоящих в браке или имеющих детей, наблюдаются более низкие аппетиты к инвестиционному риску. Так, у подавляющего большинства пользователей (72%) — совсем нет детей. Один ребенок в семье есть у 19% инвесторов, двое и больше — у 9%.
Большинство инвесторов имеют высшее образование
Неполное высшее или высшее образование (в том числе более одного) есть у 83% инвесторов, 1,5% пользователей обладают ученой степенью. Клиенты только с начальным или средним образованием составляют 15,5%.
Руководящие должности в компаниях занимают 23% инвесторов, 47% пользователей трудятся на позициях среднего уровня. 16% составляют индивидуальные предприниматели, 13% не имеют официального места работы. 1% аудитории Тинькофф Инвестиций — пенсионеры.
У 77% розничных инвесторов доход превышает 50 тысяч рублей в месяц, у 40% клиентов — более 100 тысяч рублей в месяц
38% инвесторов имеют высокий доход — 100-500 тысяч рублей в месяц. Свыше 500 тысяч рублей в месяц зарабатывают 2% клиентов Тинькофф Инвестиций. 50-100 тысяч рублей в месяц получают 37% пользователей сервиса, у 17% клиентов ежемесячный доход составляет 20-50 тысяч рублей, у 6% — до 20 тысяч рублей.
Риск-профиль и инвестиционный портфель розничного инвестора
92,5% клиентов Тинькофф Инвестиций обладают консервативным подходом к инвестированию и придерживаются стратегии «buy&hold» — т.е. не торгуют часто и много, а формируют инвестиционный портфель на комфортную для себя сумму и хранят его в течение долгого времени. При этом они постепенно пополняют брокерский счет и докупают другие активы, диверсифицируя портфель.
Умеренное отношение к риску показали 6,5% клиентов Тинькофф Инвестиций, агрессивный риск-профиль оказался у 1%. Большинство клиентов Тинькофф Инвестиций (98,1%) совершают сделки только на собственные средства (не пользуются маржинальной торговлей).
Большинство розничных инвесторов держат в портфеле в среднем 5 уникальных бумаг и совершают до 5 сделок в месяц
86% инвесторов совершают до 5 сделок с ценными бумагами в месяц. От 10 до 100 сделок в месяц совершает 13% клиентов. Спекулятивной стратегии инвестирования с количеством сделок свыше 100 операций в месяц придерживается всего 1% инвесторов.
Около 50% инвесторов держат в своем портфеле в среднем 5 уникальных бумаг, у 24% клиентов в портфеле 5-10 активов, у 18% — 10-20 позиций, у 8% — свыше 20 активов разных видов.
Доходность портфелей по результатам 2019 года
80% активных клиентов Тинькофф Инвестиций получили положительную доходность от инвестирования. В 56% сделок инвесторы выходили в плюс.
У большинства инвесторов (59%), заработавших в 2019 году, доход в абсолютных значениях составил в 2019 году до 30 тысяч рублей. Доход в 30-100 тысяч рублей получили 24% пользователей сервиса, более 100 тысяч рублей за год заработали на инвестициях в ценные бумаги 17% клиентов.
Среди тех, кто по итогам 2019 года оказался в минусе (20% активных инвесторов), более половины клиентов провели менее 10 сделок за время пользования сервисом Тинькофф Инвестиций. Это говорит о том, что зачастую начинающие инвесторы довольно быстро теряют интерес к инвестированию, если первый опыт оказывается неудачным.
Средний портфель розничного инвестора
- Зарубежные акции — 36%
- Российские акции — 24%
- Российские облигации — 15%
- Зарубежные облигации — 3%
- Денежные средства — 12%
- ETF — 6%
- Ноты и прочее — 4%
Инвестиционные предпочтения женщин и мужчин в зависимости от инструментов отличаются: женщины больше предпочитают акции российских компаний — 25% от объема среднего портфеля у женщин, 22% — у мужчин. Мужчины чаще вкладываются в зарубежные акции — 35% в среднем портфеле у мужчин к 26% у женщин.
Такая же ситуация с облигациями: российские бумаги чаще покупают женщины (20% от объема среднего портфеля у женщин к 15% у мужчин), зарубежные — мужчины (2,8% от объема среднего портфеля у мужчин к 2,4% у женщин).
ETF (зарубежные инвестиционные фонды) пользуются большим спросом у женщин (7,2% от объема среднего портфеля), чем у мужчин (6,5% от объема среднего портфеля). Разница есть и в соотношении денежных остатков на брокерских счетах к объему портфеля: у женщин — 18,5%, у мужчин — 16,5%.
Российские акции больше всего популярны у аудитории в возрасте 48+ (25,7% от объема портфеля в этой категории), акции зарубежных компаний — у инвесторов в возрасте 18-28 и 28-38 лет (по 36% от объема портфеля для каждой категории).
Российские и зарубежные облигации наиболее популярны у клиентов старше 48 лет: 24% в объеме среднего портфеля, из них 65,5% приходятся на корпоративные облигации, остальное — на федеральные и муниципальные.
ETF больше всего востребованы у клиентов 18-28 лет (8,5% от объема портфеля).
Самые популярные сектора экономии для инвестирования
- Финансы — 15% (% в объеме портфеля)
- Энергетика — 14,5%
- Телеком — 12%
- IT-отрасль — 10%
- Горнодобывающий сектор — 8%
- Государственные бумаги — 7%
При этом у инвесторов, которые вкладывались в активы в рамках Тинькофф Коллекций (готовых тематических портфелей ценных бумаг, акций и облигаций), список самых популярных активов по коллекциям выглядит иначе:
- «Российские акции»
- «Акции IT-компаний»
- «Американские акции»
- «Рублевые облигации»
- «Долларовые облигации»
- «Гособлигации» (ОФЗ)
Топ-10 инвестиционных инструментов в 2019 году
В прошлом году 75% клиентов Тинькофф Инвестиций имели в портфеле хотя бы одну ценную зарубежную бумагу. Самыми востребованными активами по объему портфеля на конец 2019 года стали:
- The Boeing Company (ВА)
- Yandex (YNDX)
- Лукойл (LKOH)
- Газпром (GAZP)
- Amazon (AMZN)
- Apple (AAPL)
- Сбербанк — обыкновенные акции (SBER)
- Сбербанк — привилегированные акции (SBERP)
- Microsoft (MSFT)
- ОФЗ (облигации федерального займа
Самыми популярными активами по количеству клиентов, которые в течение 2019 года хотя бы раз купили или продали бумагу, стали:
- Yandex (YNDX)
- Газпром (GAZP)
- Сбербанк — обыкновенные акции (SBER)
- Сбербанк — привилегированные акции (SBERP)
- АЛРОСА (ALRS)
- Детский мир (DSKY)
- Аэрофлот (AFLT)
- ЛУКОЙЛ (LKOH)
- Банк ВТБ (VTBR)
- МТС (MTSS)
Вывод: у неженатых мужиков без детей есть свободные деньги, вот и покупают акции.
Просто генерал ясен-х*й к нам в гости пожаловал
Запретить биржи во имя рождаемости!
Инвестировать в детей тоже кстати норм стратегия, проверено временем, так сказать.
А какая комиссия сейчас за одну интерацию? И налог с дохода платят раз в год или зависит от брокера?
Не минусуйте мои не очень умные вопросы, я просто пользуюсь европейским банком и подумываю перейти на российский.
Нашли где это спрашивать.
я просто пользуюсь европейским банком и подумываю перейти на российский