Монополии, консерватизм и никакой диджитализации: разница b2c- и b2b-кредитования
День рождения finlab — 3 квартал 2022, но этому предшествовали еще 2 года R&D, встреч, переговоров, MVP, питчей перед инвесторами и фондами. Было классно! С тех пор мы приблизились вплотную к тому, чтобы сделать жизнь предпринимателя такой же комфортной, как и физика. В плане доступности, прозрачности и оперативности получения финансовых и кредитных инструментов. А к чему приблизился рынок b2b-кредитования и наши потенциальные партнеры на нем? Рассказываем. Точнее, немного приплакивая, сокровенно делимся.
Ощущение, что B2B просто не позвали на диджитализацию, или она отменяется?
💬 «Диджитализация — это не столько про цифровые технологии, сколько про гибкость»
Алексей Марей, главный управляющий директор Альфа-банка. Подробнее на Banki.ru.
💬 «Главный вклад нашей экономики — диджитализация»
Президент Сбербанка Герман Греф — об основных драйверах экономики, ставке по ипотеке, профессиях будущего и росте доходов населения.
💬 «Диджитализация не должна становиться бесконтрольной бездной затрат»
Президент ОТП Банка Илья Чижевский — о конкуренции и диджитализации в условиях «новой нормальности».
Такая тенденция просматривается в комментариях от ТОПов известных банков при запросе в поисковике “Банки о диджитализации в b2b-секторе”.
В списке приоритетов у топовых банков все еще стоят диджитализация и современные технологии. Только это для физических лиц, а что с поддержкой малого и среднего бизнеса? На деле все сводится к тому, что банки тратят 80% рекламного бюджета на продвижение всего одной услуги — РКО. В феврале 2020 iConText опубликовал статью “B2B в банковской сфере. Предпосылки, тренды и особенности меняющегося продвижения” от 01 февраля 2020, 13:50. Цитируем:
До сих пор ключевым каналом коммуникации для банков является телевидение, но в первом полугодии 2019 года затраты в digital выросли на 25%, что выше роста категории в целом.
При этом доля затрат на продвижение услуг расчётно-кассового обслуживания (РКО) традиционно высокая, так как прочие услуги в большинстве случаев используются теми клиентами, которые уже обслуживаются в банке, и РКО является для пользователей некой «точкой входа», драйвером для последующего наращивания списка услуг.
Мы же как финансовый маркетплейс топим за то, чтобы бизнес имел возможность не только выбрать, куда ему будут приходить деньги и какую комиссию за это будет взымать банк, но и запросить условия по кредитованию, факторингу или банковским гарантиям сразу от нескольких организаций и принять решение, не выходя из офиса. В свою очередь банк-партнер вроде бы получает целевого клиента. А нам за удобство — агентское вознаграждение от дорого-любимого банка-партнера. Цифровизация позволит клиентам выбирать наиболее выгодные услуги без ограничительных мер в виде бюрократии и жестких условий. Для банков — это рост конкуренции, потеря уже ставшей классической точки входа лида в виде РКО и, как следствие, рост расходов на привлечение клиентов. Кому такое понравится?
Возможно, поэтому динамика изменений рынка в сторону новых трендов напоминает черепашьи бега с завязанными глазами. По внутренней статистике мы видим, сколько предпринимателей приходит решать каждый свою, но в массе очень схожую проблему, когда банк, где обслуживаешься, сказал, что его структура сделки невозможна, а мы подобрали клиенту неизвестный банк и тот оформил всё без возни и кучи справок, да ещё и с приятной ставкой. Так почему же бизнесмен не может сам пойти в банк поменьше? По данным Центрального Банка России, в России 321 действующий банк (222 банка с универсальной лицензией, 99 — с базовой) и 37 небанковских кредитных организаций. Так вот у каждой единицы из этого списка своя форма заявки, сроки рассмотрения, пакет документов, набор мелкого шрифта.
Зачастую представителям малого бизнеса приходится собирать огромное количество документов и заполнять анкет, чтобы получить одобрение по кредиту. А одним из условий предоставления кредита в 90% случаев будет перевод РКО к новому кредитору.
Если у ИП или небольшого ООО уже есть расчетный счет в банке (например, в Сбере), он может обратиться в свой банк за финансированием и оформить какой-либо продукт онлайн, легко и просто. Но если клиент решит обратиться в другой банк — скажем, в Уралсиб — ему нужно собрать вагон документов, оцифровать их и ждать решения по кредиту от недели до бесконечности. Допустим, наш предприниматель психически стабилен и готов подать документы еще в 2-3 банка. Что он сделает? Мы думали, что пойдет гуглить, какие они есть, но по внутренним опросам наших клиентов, 35% выбирают банки по рекламе, 40% по рекомендации и отзывам и только лишь 25% представителей МСП не привязаны к бренду банка.
Важно понимать одну вещь, на которой строится успех нашего проекта: крупный банк — это жесткие процессы и дешевые деньги, средний и небольшой банки — не так дешево, но про гибкость и рост.
Б2Б — это про бабки. Без любви. (с) Марат Эльвирович
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России по данным на 2022 год составляла 21%. Глава Сбера Герман Греф называет эту долю «стыдной» (для сравнения — в Китае цифра составляет 60-70%). Не в последнюю очередь в «плачевной» ситуации виновато то, что у малого бизнеса очень ограничены возможности кредитования.
Шеф, все готово! Запускай!
Главная задача финлаб — заработать денег на рынке Б2Б кредитования. Как нам это сделать? Либо стать банком, но об этом в следующий раз, либо стать партнером банка. Нашим клиентам — комфорт и удобство, а нашим партнерам-банкам — валидные заявки. Себе вознаграждение от банка, который обработал лид и выдал ему финпродукт. И все вин-вин. Но не тут-то было 🙂
Одна из функций finlab — мультизаявка. Это когда вы захотели получить ответ на свою заявку сразу от нескольких банков. В наших влажных фантазиях это было гораздо проще, чем на практике. Чего уж там объединить 5 заявок в одну? Стоит ли говорить, что вместо одной общей заявки выходила простыня из 5 заявок? А дальше проблемы только росли.
Единые стандарты записи данных и их передачи? Не в этой жизни. Нельзя просто сказать: «Вот поле для ИНН, впишите, распишитесь». Где-то это поле для ИНН заемщика, где-то для ИНН заказчика, где-то — учредителя и т.д. Один банк хочет, чтобы вы ФИО вписали в строчку. Другой — в отдельные поля. Где-то данные о сроках в одно число, а где-то надо вписать как дату начала, так и дату окончания.
То есть представьте, что вы часами пытаетесь создать универсальную заявку, а потом понимаете, что это просто невозможно. Но где наша не пропадала. Мы реализовали динамическую расширяемую модель обработки данных, которая формирует интуитивно простой и неперегруженный интерфейс анкеты, данные из которой в дальнейшем можно будет переисполнять практически в любом новом сценарии заполнения новой заявки. Молодцы? Знаем.
Миф об Open API
Open API — технологии открытых API, которая позволяют банкам и финтех-компаниям (таким, как finlab) обмениваться информацией друг с другом. Вопрос о развитии Open API стоит на повестке дня у Банка России. Вот только в реальности процессы работают слабо.
Когда запускали проект finlab, мы столкнулись с тем, что банковские организации постоянно сопротивлялись сотрудничеству. У многих из них попросту не было API, а у тех, кто пытался внедрять, все процессы находились на стадии отладки и не работали корректно. Предсказуемые и качественные интеграционные системы — это и впрямь было чудом среди белого дня.
Эта же проблема касалась и документации по интеграциям. Не было единых стандартов — все описывали системы, как хотели. Не всегда это было качественно и актуально, документация почти всегда отставала от текущей реализации.
Но мы не из пугливых. Подготовили универсальную интеграционную шину, чтобы работать с разными API. Использовали колбеки, отдающие все инфраструктурные вопросы на нашу сторону и позволяющие интегрироваться организациям, у которых нет внешнего API. Кроме того, на нашей площадке партнеры теперь могут создать личный кабинет, чтобы проще взаимодействовать с клиентами и обрабатывать их заявки эффективнее.
Но отсутствие регламентов — это еще не все проблемы. Некоторые банки даже не пытаются упрощать процессы. Мы стремимся к тому, чтобы клиенты могли оформлять продукты онлайн с нашими верификациями, полностью соответствующими банковскому регламенту. Это было бы намного удобнее и проще для всех. Вот только банки упорно отказываются что-то менять в устоявшейся системе, сетуя на невероятные риски. Так давайте их разделим?! Но все равно нет…
Почему банки так себя ведут?
В России есть ТОП-10 банков-монополистов. С ними работают все рекламные агентства, все платформы, все площадки. Потому что у топовых банков есть бюджеты на финансирование клиентов.
Естественно, что эти площадки, агентства и платформы вряд ли пойдут в банки, у которых нет денег кредитовать этих клиентов: это слив лидов впустую. Они пойдут в эти ТОП-10 и понесут этих клиентов и рекламу туда.
Итог: всех лидов забирают банки-монополисты. Они могут выбирать, с какой платформой работать. И одной они платят половину, другой — проценты. Кому-то не платят ничего. Платформы приводят им готовых клиентов, но банки относятся к этому как к должному.
Вот и получается, что сотрудники банков попросту не замотивированы сотрудничать с нами. Из-за этого мы сталкиваемся с проблемой: мы вкладываем деньги в развитие, а выхлоп напрямую зависит от банков-партнёров, но они получают от нас лидов и говорят: “Спасибо, как-нибудь дадим вам обратную связь”.
Огромные, неповоротливые банковские организации неделями могут согласовывать одну запятую в документе. Каждая правка проходит через несколько департаментов. А если происходят глобальные изменения в цифровых процессах (то же начало сотрудничества с финтех-компанией), то все становится еще сложнее. Банки «открыты к инновациям» только на словах. Они могут себе позволить не шевелиться — к ним и так придут все.
Региональные филиалы
На этом проблемы в работе с банковскими организациями не заканчиваются. Думаете, можно заключить договор с банком в Москве, и сразу после этого вам будут доступны его региональные филиалы? О таком в B2B можно только мечтать.
Крупные банки внутри себя имеют территориальное деление. Вроде бы банк один, но с клиентами из Москвы работать можно, а из Красноярска — нельзя, нужен договор с Сибирским филиалом. И снова круг возможностей для финтех-компаний сужается.
Выводы, которые мы сделали
Сейчас у finlab 80 банков-партнеров. Мы привлекаем новых партнеров, находим предложения, которые будут интересны малому и среднему бизнесу. Каждый день помогаем предпринимателям получать финансовые продукты. Входим в Московский инновационный кластер, являемся действующим резидентом ОЭЗ «Иннополис».
Но чтобы наладить работу с банками, нам постоянно приходится ставить перед собой все новые вызовы. Диджитализация, Open API, поддержка малого бизнеса — чаще всего это просто красивые слова. Российские предприниматели все еще находятся в ситуации, когда приходится собирать десятки документов и неделями ждать одобрения кредитной заявки. При этом деньги могут быть им критически необходимы для развития и функционирования бизнеса.
Что мы собираемся сделать? Рассматриваем вариант стать инвест платформой для прямого привлечения средств и финансирования в бизнес. Напишите в комментах, если интересно прочитать про наши приключения с получением лицензии ЦБ.
🤳Также подписывайтесь на наш канал «ЕГРЮЛ — папа, ОСВ — мама», там финансовый эксперт, талантливый автор и душный сотрудник finlab.ru Марат Эльвирович рассказывает не только о болях, но и об успехах на полях кредитования, БГ, факторинга и лизинга и регулярно радует акциями.