Кейс: как мы помогли производителю ювелирки устранить кассовые разрывы и сформировать финансовую подушку
Производитель ювелирных изделий, на складах которого хранятся десятки килограммов золота и драгоценных камней, совершенно не понимал, богат он или беден. Забирал из бизнеса часть дохода, чтобы ни в чем себе не отказывать, а потом компания попадала в кассовые разрывы. И так уже много лет. Решение можно было бы найти в цифрах, но бухгалтер, директор и экономист подавали противоречивые отчеты, из которых ничего не понятно.
Эта почти детективная история, в которой замешаны первые лица компании, сложные производственные процессы и лучшие друзья девушек — бриллианты.
Чем история закончилась — читайте в кейсе финансового директора Андрея Дегтярева.
К нам обратился Анатолий из компании «Бриллиант» (имя и название отличаются от реальных) — опытный предприниматель, который занимается производством ювелирных изделий. В операционную деятельность не вмешивается, принимает только стратегические решения.
Анатолий озвучил стандартную задачу:
- «Андрей, я хочу наладить финансовый учет, чтобы понять какие существуют проблемы на моём производстве»
За этими словами всегда кроются сюрпризы, которые предстоит обнаружить в процессе аудита. Спойлер – они были неожиданными.
Грани бизнеса
Бизнес клиента — производство ювелирных изделий, со средним чеком 120-150 тысяч рублей.
Главная особенность — изделия продаются оптом и только в регионы. Все дело в авторском дизайне: массивные украшения, с обилием драгоценных камней почему-то любят покупать в регионах, но не в Москве или Санкт-Петербурге.
Оборот компании — около 300 млн рублей в год, прибыль нестабильная. У владельца есть несколько других бизнесов, но больше всего его волнует, что происходит здесь.
Не проблема, а задача
В компании главного героя нашей «детективной» истории дела идут странно. Андрей подметил несколько особенностей:
- Анатолий не видит, как соотносятся доходы и расходы, не понимает, есть ли прибыль.
- Происходят регулярные кассовые разрывы, из которых владелец выходит одним способом: не закупает новое сырье и останавливает на какое-то время производство.
- Интуитивно выводит дивидендами какую-то часть от выручки каждый месяц. Не знает, много это или мало.
- Склады забиты готовой продукцией, очень много запасов.
- Когда бухгалтер, директор и экономист подают данные — они не сходятся.
Анатолий при первом созвоне отметил:
- «Я боюсь, что управленцы меня обманывают. Мне делают отчёты, но я просто не понимаю есть ли в компании прибыль и что будет через месяц»
Андрей приготовил свою лупу Шерлока Холмса и таблицы, чтобы с головой погрузиться в таинственный мир золота и бриллиантов.
Шаг 1: Источники информации финдиректора
Когда бухгалтерия работает хорошо, и есть все нужные данные – финансисты быстро выстраивают отчетность и переходят к их анализу. Если же в учёте есть хаос и пробелы, информацию приходится собирать с миру по нитке, а финансовую отчетность формировать вручную.
Ювелирный бизнес жестко контролирует государство, поэтому с отчетами существенных проблем не было. Первым союзником в деле «ювелирного короля» стал бухгалтер, а точнее, своевременный и структурированный учет в 1С: Бухгалтерия и 1С: Управление торговлей.
Аудит финансов и составление перечня рекомендаций по оптимизации процессов - это первый этап работы финансового директора. Поэтому Андрей прописал новые регламенты для главного бухгалтера, чтобы доработать текущие процессы и исправить недостатки бухгалтерского учета в будущем.
Управленческий учет на производстве никак не осуществлялся. Не было системного понимания сколько и когда денежных средств приходит, сколько денег остается на счетах для операционной деятельности в каждый месяц, какие суммы допустимо забирать в качестве дивидендов.
Вы тоже можете заказать первичную бесплатную консультацию в Финвед и получить ответы на вопросы в области финансов с учётом нюансов вашего бизнеса.
После сбора данных Андрей приступил к внедрению базовых отчетов, которые помогают комплексно оценить текущую ситуацию в бизнесе:
- Отчет движения денежных средств — ОДДС
- Отчет о прибылях и убытках — ОПиУ
- Баланс
Шаг 2: Отчет движения денежных средств — ОДДС
Нужно было собрать все счета, источники поступления денег и отследить движение денежных средств. Работу начал с формирования ОДДС
ОДДС (отчет о движении денежных средств) – это готовая информация о том, сколько у компании пришло, осталось и ушло денег в текущий момент. Благодаря этому отчёту можно провести анализ источников поступления денежных средств по каждому виду деятельности. ОДДС нужен собственнику для учета самого дорогого, что у него есть - денег.
С помощью ОДДС Андрей смог разглядеть главные причины кассовых разрывов. Помимо бессистемного вывода денег собственником ею стала сезонность бизнеса.
Лучший подарок женщине тот, что сделан руками ювелира, а значит, перед Новым годом или 8 Марта в магазинах отличные продажи. Однако товар Анатолий отгружал заранее, в декабре, а деньги от продавцов получал в апреле, мае и июне.
Все это стало наглядно видно в отчете - просадки по деньгам после отгрузок, когда происходят закупки новых материалов, и приток к концу весны, когда доходят оплаты от клиентов.
На эти просадки накладывался вывод денег Анатолием - и вот вам кассовый разрыв в начале года. А потом - временное закрытие производства и отсутствие роста. Беда.
Задача - тем или иным способом сгладить сезонные просадки и не допускать кассовых разрывов. Ее решение расскажем дальше, а пока Андрей приступил к формрованию второго ключевого отчета - ОПиУ.
Шаг 3: Отчет о прибылях и убытках — ОПиУ
Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ) раскрывает ключевые финансовые показатели компании: выручку, себестоимость продаж, различные виды прибыли. Причем все это считается методом начисления - то есть по факту выполнения обязательств. Подробнее познакомиться с ОПиУ можно в нашей статье:
А скачать шаблон можно тут.
Работая над ОПиУ, Андрей столкнулся с еще одной спецификой бизнеса, связанной с подсчетом себестоимости.
Обычно финансисты считают складские запасы как актив, который теряет стоимость: материалы портятся, продукция устаревает, слишком долго их хранить нельзя. Однако с ювелирными украшениями все иначе. Запасы, которых много – это не портящаяся готовая продукция, а настоящий инвестиционный актив. Получается наш клиент не только производитель, но и инвестор.
И при подсчете себестоимости нам приходится ориентироваться на текущую стоимость этого драгметалла или камушка.
То есть себестоимость изделия, произведенного 2 года назад будет равна себестоимости изделия, произведенного сейчас, если оба их мы отгрузили сегодня, и считаться будет по сегодняшней цене за сырье.
Чтобы все это грамотно посчитать, Андрею пришлось повозиться с нашими текущими формами, но в конечном итоге все получилось.
Третьим отчетом на очереди стал Управленческий Баланс.
Шаг 4: Баланс
Баланс - отчет, показывающий, какие у компании Активы и Пассивы - иными словами, чем она обладает в денежном выражении, и за чей счет все это было куплено.
Тут стало понятно, что у Бриллианта склады буквально затоварены готовой продукцией и сырьем. А значит, там заморожено очень много денег.
Андрей попытался предложить перевести работу на позаказный характер и распродать большую часть склада - это позволило бы вытащить из запасов много живых денег и покрыть все возможные просадки.
Но собственник возразил, указав на свою специфику - компания продавала продукцию только оптовикам, для которых важно иметь выбор при закупке новых партий. Поэтому большой объем запасов - скорее необходимость.
Благо, тот же Баланс показал, что у Бриллианта хорошая рентабельность собственного капитала и почти нет заемных средств. С этим можно работать.
Как мы решили все проблемы
Теперь первичный запрос Анатолия свёлся к конкретным задачам для Андрея:
- ликвидировать кассовые разрывы
- ответить предпринимателю на вопрос: сколько диведендов можно выводить?
Кассовые разрывы
Мы уже упоминали, что бизнес – сезонный, и в какие-то периоды денег приходило много, а в другие – возникали провалы. Поэтому Анатолий останавливал производство каждый год.
Финансовый директор Андрей понимал, что регулярно тормозить цех - значит останавливать развитие, и это дорого обходится.
Нужно было создать финансовую подушку. Но вопрос: где взять деньги?
Варианта три:
- инвестировать существенную сумму собственных средств,
- взять кредит на развитие бизнеса,
- постепенно формировать резерв, сокращать время простоя производства.
Анатолий сразу сказал, что собственных средств нет, а накопление подушки из имеющейся прибыли заняло бы слишком много времени.
Андрей построил финансовую модель и убедился, что процент по кредиту существенно ниже рентабельности продаж. А значит в данной ситуации кредит – самый дешевый способ решить проблему кассовых разрывов без необходимости остановки производства.
Многие предприниматели очень боятся кредитов, но при расчёте и построении финансовой модели снимаются все возражения. Кредит часто оказывается лучшей возможностью решить проблемы, если подходить к вопросу здраво.
Разобраться, как взять кредит и не убить компанию, можно из нашей статьи:
Но вернемся к Бриллианту.
Было решено взять кредит в 50 млн рублей, с условием, что владелец не будет отправлять все деньги в производство, а отложит 30 млн в качестве неприкосновенного фонда. Это подушка, к которой он может обращаться во время сезонных скачков. При этом в «жирные» времена фонд нужно пополнять. Все подкреплялось расчётами, прогнозами и Анатолий согласился.
Так мы быстро сформировали подушку, убрали необходимость останавливать производство, и за счет своей высокой рентабельности без проблем платили банковские проценты.
Дивиденды
Отчёты и финансовая модель продемонстрировали, что собственник иногда забирал дивидендами до половины текущей прибыли. В совокупности с сезонностью это и приводило к кассовым разрывам.
Теперь, видя в ОПиУ реальную прибыль и контролируя остатки денег в ДДС, Андрей составил для Анатолия график вывода дивидендов без ущерба для бизнеса.
Финучет здорового ювелира
Что же, история вышла скучнее, чем могла оказаться: головы управленцев не кружили коварные охотницы за бриллиантами, отчетность была хоть и корявой, но честной, а дворецкий был ни при чем.
Однако благодаря работе экспертов, компания переродилась, а еще:
- Владелец научился работать с документами, понимать их и теперь принимает финансовые решения, опираясь на расчетные показатели, а не на интуицию.
- Производство равномерно развивается и не страдает от кассовых разрывов.
- Контроль запасов привёл к пересмотру ассортимента. Свежий взгляд Андрея на учёт запасов существенно изменил отношение к ювелирному производству со стороны Анатолия.
Дело закрыто! Но мы до сих пор консультируем предпринимателей и помогаем оценивать финансы. Иногда помощь опытного финансиста - это не только контроль финансов бизнеса, но первая психологическая помощь предпринимателю.
Так что, если в вашей жизни много тревоги и стресса, связанных с бизнесом – приходите к нам на экспресс-диагностику финансов своего бизнеса.
Что такое экспресс-диагностика?
Это встреча с экспертом Финведа, который за 40 минут оценит то, как у вас выстроен управленческий учет, разберет финансовые боли бизнеса и выдаст вам конкретные рекомендации по приведению своего финансового блока в порядок.
📌 Запишитесь на диагностику к экспертам «Финведа», наладьте учет раз и навсегда, а с возросших прибылей дарите девушкам бриллианты.
Быть владельцем ювелирного производства для этого совершенно не обязательно 😉
Блестящих вам результатов!