Налогообложение в Российской Федерации: основания для введения дифференцированной шкалы

Перед началом непосредственного рассмотрения вопроса, обозначенного в наименовании настоящей статьи следует сделать некоторое отступление, связанное с возникновением налогов и налогообложением как таковых.

Ни для кого не секрет, что налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Обязанность платить налоги четко прописана в Статье 57 Конституции Российской Федерации.

Появление налогообложения, как совокупности всех налогов и сборов, взимаемых государством в установленном законом порядке, связано с переходом от присваивающей к производящей экономике, переходом к соседской общине, зарождением протогосударств (а впоследствии и государств в современном понимании) и главное, возникновением частной собственности.

Еще со времен общины существовали общие для всех ее членов нужды и потребности (к примеру, охрана территории). Для этого потребовалось, чтобы члены общины периодически отдавали часть своих доходов (в натуральном, а позже в денежном эквиваленте) в специальный общий фонд. С течением времени стал появляться обособленный государственный аппарат, отсутствовавший в ранней общине, ознаменовавший зарождение государств, на содержание которого и стала уходить большая часть отданных (изъятых) средств. Так, с появлением настоящих государств, для которых наличие слаженно функционирующего бюрократического аппарата является определяющим фактором, возникло само налогообложение.

Переходя к современной истории, следует отметить, что в настоящей статье подробно будет рассмотрен лишь один вид налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Остальные же виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов для настоящей статьи не представляют исследовательской ценности.

Про НДФЛ стоит сказать, что это основной вид прямых налогов, взимаемых в РФ. Со времен т.н. «налоговой реформы» 2000-2001 гг. для всех граждан Российской Федерации существует единая налоговая ставка, равная 13% от полученного ежемесячного дохода. С одной стороны, устоявшаяся за 20 лет пропорциональная система налогообложения позволяет в некотором роде уровнять всех налогоплательщиков, что скорее хорошо, нежели плохо. Также установление данной системы позволило значительно увеличить налоговые поступления в бюджет, в том числе с доходов, которые ранее скрывались «в тени». Легкость администрирования и, следовательно, повышенная эффективность работы Федеральной налоговой службы также являются существенными достижениями введения единой налоговой ставки на доходы физических лиц.

Что же, в таком случае, служит основанием для пересмотра и возможного изменения налоговой системы с пропорциональной на прогрессивную? В первую очередь – это расходная часть федерального бюджета, а точнее, расходы на социальную политику государства. Под социальной политикой понимаются в т.ч. пособия, пенсии, различные мероприятия, направленные на улучшение качества и уровня жизни определенных социальных групп и пр. В некоторой степени на мнение правительства способно повлиять и общественное мнение. Как известно, граждане с невысокими доходами (да и не только невысокими) время от времени выказывают недовольство существующей налоговой системой и критикуют ее, требуя немедленного ввода прогрессивной шкалы, рассуждая при этом по принципу «богатые должны платить больше потому, что они богатые» и не вникая в суть каждой налоговой системы, возможной в экономике. Им известно лишь, что прогрессивное налогообложение – это система, при которой происходит увеличение эффективной ставки налога (т.е. реальной налоговой ставки, рассчитываемой как отношение фактически уплаченной суммы налогов к величине налогооблагаемой базы) с ростом налогооблагаемой базы (т.е. дохода). Однако мало кто из них знает, что прогрессивное налогообложение очень сложно по своей структуре, и даже видов прогрессий существует несколько. Эффективность сильно прогрессивной шкалы (обычно предлагаемой левыми силами) не подвержена, а расценивается как возможное уменьшение доходов богатых лиц. Потому правительство предпочитает игнорировать выступления отдельных групп населения, что, на мой взгляд, наиболее правильный подход.

Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда государство само принимает решение о повышении налоговой ставки и введении прогрессивной шкалы. Инициатива может быть связана с уже упомянутой социальной политикой. А исходить подобная инициатива формально может от любого должностного лица или органа, если он упомянут в Статье 104 Конституции Российской Федерации.

Примера долго искать не придется. 23 июня 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в телеобращении к гражданам выступил с инициативой, предусматривающей повышение НДФЛ для лиц, чей доход превышает 5 млн рублей в год с 13% до 15%. С экономической точки зрения предложено введение двухступенчатой шкалы налогообложения без необлагаемого минимума. Разберем подробнее. Двухступенчатой потому, что будут существовать две т.н. «ступени», которых по-научному следует называть налоговыми ставками. Это 13% для граждан, чей доход не превышает 5 млн рублей в год, и 15% соответственно, см. выше. Без необлагаемого минимума – это значит, что налоговым кодексом не предусмотрен уровень дохода, ниже которого НДФЛ не взимается. Синонимичным и более коротким (хоть и менее точным и корректным) названием является – дифференцированная шкала налогообложения. Подобная шкала уже существовала в Российской Федерации до 2001 года. Тогда налоговая ставка колебалась от 12% до 30% в зависимости от величины дохода гражданина.

Помимо самой идеи введения вышеупомянутой шкалы, Президент поведал, на какие нужды, в случае внесения соответствующих изменений в налоговый кодекс, можно будет потратить вырученные средства: для лечения детей с редкими заболеваниями. Здесь, стоит заметить, без влияния общества не обошлось, поскольку абсолютно все его слои давно выступают за прекращения сбора денег на лечение детей посредством индивидуальных пожертвования. Президент согласился с людьми – оплачивать лечение для таких детей должно именно государство. Не поддержать его было бы кощунственным шагом. Данная мера даст бюджету дополнительно 60 млрд рублей ежегодно, что весьма значительно (к примеру, на нацпроект «Культура» тратится чуть менее 15 млрд). Для того, чтобы данные средства использовались лишь для лечения детей, законодательством будет предусмотрено только целевое их использование. То есть ни на что другое потратить их будет нельзя.

Учитывая чрезвычайную мягкость и аккуратность введения предложенной меры, стоит сказать, что она вполне оправданна и правильна. Данная мера начнет применяться с 1 января 2021 года, а это значит, что правительство успеет подготовить основу для последующего внесения изменений в налоговый кодекс.

Буду надеяться, что в нашей стране наконец-то исчезнет позорная традиция собирать деньги на лечение через СМС.

2 комментария

Уууух, как же бомбит от такого! Как отследить куда пойдут эти деньги? 

И, если даже все предполагаемые 60 млрд. пойдут на лечение больных детей, то до детей уже доберутся порезанные 10-20 млрд.

К тому же, по-настоящему богатые люди не получают денег, с которых нужно уплатить налоги. Опять же вся эта налоговая нагрузка ложится на средний класс. Ждем постепенного снижения планки до 1 млн.

Ответить

Вообще-то всё с точностью до наоборот. Налогообложение регрессивное, самые богатые платят меньше и в "обращении" им уменьшили минимальный декларируемый доход с 10 до 5 миллионов

https://www.forbes.ru/biznes/403625-podarok-dlya-spiska-forbes-putin-predlozhil-osvobodit-zarubezhnyy-biznes-rossiyan-ot

Ответить