Мало денег, кадров и работодателей: как обстоят дела на рынке игровой разработки в России
Выжимка материала «Фонтанки».
- По данным исследования Smart Ranking, по итогам 2023 года суммарная выручка топ-50 крупнейших gamedev-компаний в России составила 45,4 млрд рублей, на 17,7% больше год к году. Больше всего принесли Lesta Games, Astrum Entertainment и Innova.
- Динамику объясняли в первую очередь восстановлением после просадки в 2022 году, когда из России ушли крупные компании вроде Sony, Nintendo, Ubisoft, Microsoft и Steam. О чистом росте говорить пока рано, предупреждают участники рынка.
- В онлайн-школе XYZ (учит игровому дизайну, моделированию и программированию) среди ключевых для отрасли трудностей называют отток квалифицированных кадров, технологические ограничения, проблемы с дистрибуцией и нехватку работодателей, в частности — крупных компаний.
- В «Организации развития видеоигровой индустрии» объясняют, что за крупную компанию по мировым меркам не сойдёт даже лидер рынка Lesta Games, где работают около 2000 сотрудников. За рубежом «гиганты» держат в штате по 16-20 тысяч человек — исключительно для работы над играми.
- Ещё одна проблема — отсутствие инвестиций. Американские и европейские инвесторы перестали вкладываться в российские проекты, а местные непрофильные структуры только «изучают рынок».
Раньше, чтобы делать игру, обращались в профильный фонд, который разбирается в играх: пишешь им проект, а они тебе дают деньги и поэтапно финансируют по «пайплайну». Таких фондов больше нет. <...>
Ни о каком росте нельзя говорить, пока в России снова не будут инвестировать в игры: не капля в море, а вот прямо так, что почти каждый богач со своим фондом искал бы видеоигровые проекты и финансировал их в России.
- Государственные инвестиции получить можно, но действуют они «не по венчурному принципу, а по стандартным чиновничьим схемам», говорит основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов.
Игры делаются в большом количестве, часто проваливаются — и расчёт идёт на то, что мы сделаем условно десять игр, из которых одна будет успешной и покроет абсолютно все убытки.
А [с госинвестированием] принцип другой: дают большие суммы за то, чтобы делали одну крутую игру, и требуют большой отчётности. К чему это приводит? К тому, что разработчику выгоднее закрыть все формальные отчётности (потому что очень большие риски), чем сделать очень крутой продукт.
- Из-за санкций и дефицита инвестиций разработчики ищут новые способы монетизации — например, сотрудничают с Китаем или выходят на мировой рынок с помощью третьих стран: создают игру в России, а издают через компанию в Узбекистане, Грузии, Армении или на Кипре. «Последняя как бы покупает у российской [фирмы] игру и затем выплачивает роялти», поясняет «Фонтанка».