Экономика Burning Man

Maxar/Getty Images
Maxar/Getty Images

Песок и пыль готовятся проникнуть в "третий глаз" паломников, выстроившихся в очередь у ворот Burning Man, ежегодного праздника художественного самовыражения и декоммодифицированной (без рынка, с иммунитетом к рынку) общественной жизни, который начался в прошлые выходные в пустыне Невада.

Уходя своими корнями в интимную контркультурную вечеринку на пляже Сан-Франциско в 1986 год, это мероприятие позиционируется как выход за рамки капиталистического общества, куда посетители приходят, чтобы пообщаться, поделиться с ближним и полюбоваться необычными произведениями искусства.

Но этот антикоммерческий идеал противоречит суровым реалиям, которые делают возможным такой праздник и калейдоскоп впечатлений.

  • Эфемерный мегаполис требует огромных ресурсов для создания и рассчитан на более чем 70 000 посетителей — среди них легионы высокооплачиваемых людей из Кремниевой долины и различные VIP-персоны, которые платят сильно больше стандартных $575 долларов за вход.
  • В этом году экономические соображения вышли на первый план, поскольку желающих было меньше, чем свободных мест. Впервые с 2011 года билеты на мероприятие не были распроданы в течение нескольких часов после начала продаж. Более того, билеты со скидкой все еще были доступны накануне мероприятия.

Итак, давайте заглянем за пределы антиматериалистической ауры Burning Man и немного разберемся в рыночных силах, которые поддерживают пламя в Блэк-Рок-Сити.

Финансы

По мере того как мероприятие превращалось из собрания 80 хиппи, организованного тремя людьми, в основу социального календаря для "белых воротничков" со всего мира, его организационная структура менялась.

С 2012 года некоммерческая организация Burning Man Project ежегодно наполняет воздух пустыни Блэк-Рок звуками Гоа-транса, а продажа билетов обеспечивает ей финансовую устойчивость. Во время пандемии организация понесла убытки, но выстояла. В 2022 году у них осталось 4 миллиона долларов после покрытия расходов.

  • Burning Man Project собрал 62 миллиона долларов, в основном за счет вступительных взносов и сборов, уплаченных посетителями. А филантропы пожертвовали дополнительно около 10 миллионов долларов.
  • Более 58 миллионов долларов было потрачено на Black Rock City и связанные с ним программы, а также на выплаты вовлеченным в них людям, включая шестизначные зарплаты руководителей некоммерческой организации. Среди них генеральный директор (и ветеран burner) Мэриан Гуделл, которая заработала в том году 346 тысяч долларов.

В организации круглый год работают 160 человек, и для проведения мероприятий нанимается дополнительный персонал, в том числе медицинские работники и бригады по уборке. Burning Man Project также оплачивает расходы местных правоохранительных органов на содержание персонала и выделяет 3 миллиона долларов на получение разрешения от Федерального бюро по управлению земельными ресурсами.

По оценкам Северной Невады, это мероприятие приносит местной экономике по меньшей мере 60 миллионов долларов, в основном в виде расходов на отдых от состоятельных людей, которые стекаются в регион.

Гости фестиваля

По данным переписи Burning Man, Блэк-Рок-Сити с годами богатеет: более 60% гостей фестиваля являются частью домохозяйства, которое в 2023 году заработало как минимум шестизначную сумму. В прошлом году доля посетителей с семейным доходом более $300 тыс. составила 18% по сравнению с 7% в 2015 году.

Это подтверждается, учитывая, что паломничество является не бюджетным мероприятием. По свидетельству очевидцев стоимость еды, расходных материалов и проезда составляет минимум 1000 долларов на человека. Это не включая билет и для тех, кто готов к монашеским условиям.

Участники с набитыми карманами прилетают на частных самолетах и отправляются в гламурные глэмпинги, изобилующие роскошными удобствами и иногда населенные такими узнаваемыми фигурами, как Илон Маск, Марк Цукерберг, Сэм Альтман и другими важными персонами в сфере технологий, для которых мероприятие превратилось в тусовку.

Социальное неравенство в виде гламурных глэмпингов на фестивале может показаться противоречащим его идеалам, но основатели заявили, что платящие за дополнительные услуги люди субсидируют ограниченное количество билетов по минимальной цене, доступных для посетителей с низким уровнем дохода.

Выводы: Несмотря на то, что уверенность в своих силах является краеугольным камнем философии Burning Man, даже самые преданные посетители фестиваля признают, что он не изолирован от внешних экономических сил. Плохие продажи билетов в этом году одни объясняют послевкусием ливня, который вызвал ужасный хаос на Burning Man в прошлом году, а другие связывают это с замедлением рынка труда в технологическом секторе, где работают многие из постоянных посетителей.

Trevor Hughes / Reuters
Trevor Hughes / Reuters

Перевод заметки Сэма Клебанова на morningbrew

22
Начать дискуссию