Новые риски работы с самозанятыми

Минэкономики засматривается на серые зарплаты и схемы с самозанятыми. Никогда такого не было и вот опять - перехватив инициативу у по-стахановски отпахавшего до каникул Минфина в чат с инициативой об усилении контроля за серыми зарплатами и самозанятыми врывается Минэкономики.

Новые риски работы с самозанятыми

Ведомство предложило расширить список индикаторов риска, выявление которых даст основания контрольным органам для назначения выездных проверок, в том числе ввиду использования бизнесом схем с самозанятыми, количество которых в России уже перевалило за 10 миллионов!

И пока ФНС России радуется дополнительным поступлениям в бюджет в перечень целевых индикаторов предлагается включить новые критерии для выявления выплат работодателем серых зарплат, а также достоверного установления "мнимых" самозанятых, т.е. фактических работников под прикрытием льготного режима налогообложения.

По сути Минэкономики придумало дополнить список существующих индикаторов четырьмя новыми пунктами (вдыхаем поглубже и вдумчиво читаем три раза подряд):

- начисление работодателем зарплаты за каждый месяц предыдущего квартала ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ; в 2024 году составляет 19 242 руб.) 60 и более работникам, если их доля составляет 50% штата и выше;

- неснижение числа работников при сокращении фонда оплаты труда на 80% и более за квартал (при численности работников от 15 человек);

- взаимодействие организации или индивидуального предпринимателя (ИП) более чем с 35 самозанятыми, которые в среднем получают от организации/ИП более 35 тыс. руб. и работают более трех месяцев (также предлагается установить долю доходов от данной организации/ИП в доходах самозанятого от 90% и выше);

- снижение зарплаты у 25% и более работников медицинской организации (врачей, медработников с высшим образованием, среднего и младшего медперсонала).

Выше было много запутанных слов и букв, которые на первый взгляд представляют собой абракадабру, но, если выражаться фигурально, при принятии и вступлении в законную силу они образуют некую рамку поведенческой модели работодателя в части трудовой политики и движения персонала. И, очевидно, что при выпадении из неё можно нарваться на серьезную проверку и получить штрафом по причинному месту.

Скорее всего вопросами "соответствия рамке" займутся специалисты Минтруда, но станет это возможным только после обсуждения индикаторов в рабочих группах при аналитическом центре правительства, публичных дебатов, согласования и утверждения Минэкономики.

Напомню, что о планах Минтруда по расширению перечня индикаторов нарушения компаниями прав работников, стало известно еще в ноябре 2023 года. Тригернули ведомство факты выявления случаев выплаты зп ниже МРОТ и надвигающегося сокращения отчислений в Соцфонд более чем наполовину при отсутствии кадровых изменений.

Скорее всего бизнес плавно приучают к мысли об отмене моратория на плановые трудовые проверки, введенного до 2030 года, но поможет ли это? Как показывает практика миграция в сторону режима с более низкой налоговой нагрузкой остановится только тогда, когда стоимость самой схемы и её обслуживания станет выше выгод, которые бизнес от этого получает.

Я писал об этом в своей новой книге, понимая, что дело уже пахнет жареным, но пока налогу на профессиональный доход поют дифирамбы на самом высоком уровне ситуация вряд ли изменится и переучивать самых предприимчивых и "потеряшек" будут старыми добрыми репрессиями, ужесточая контроль и санкции. Так понятнее и привычнее.

Поэтому чтобы не попасть под горячую руку искренне рекомендую проверить свой бизнес на наличие рисков проведения выездной проверки с помощью налогового калькулятора, ведь только понимая правила игры можно остаться и целым и сытым.

// Автор статьи Павел Пенкин: Экономист, юрист, общественный деятель, Deputy CEO РХТУ, Executive coaching & EMBA. Создатель онлайн калькулятора вероятности налоговой проверки и проекта #схемыбольшенеработают. Автор книги "Схемы больше не работают. Практическое руководство по снижению налоговых рисков".

11
1 комментарий

Это достаточно радикально( Как вы думаете, будет ли предложенное расширение индикаторов способствовать сокращению схем с самозанятыми или наоборот усложнит работу добросовестных предпринимателей?

Ответить