Управление бизнесом: Путеводитель для начинающих
Рынок быстро меняется, и надо успевать идти с ним в ногу. Как открыть бизнес, определиться со стратегией управления и что делать после успешного старта, рассказал нам Дмитрий Воронин — бизнес-психолог, предприниматель.
Основы управления бизнесом
Бизнес — это дело, которое направлено на системное получение прибыли.
Управление бизнесом — это процесс, который включает множество задач: от формулировки полезного действия и цели товара до контроля за оборотом финансов.
Как эффективно управлять бизнесом?
Бизнес можно рассматривать как единый организм, в котором управление временем, техническими и человеческими ресурсами, финансами, идеями, учетами и отчетами работает и развивается сообща.
Существует бесконечное количество факторов, которые влияют на судьбу бизнеса. Основа его построения — реализация предпринимательских стремлений.
- Аудит. Вначале нужно проанализировать рынок, клиента и его потребности, человеческие и технические стороны предприятия. Аудит — это база. Пытаться стартовать без анализа бесполезно. Если вы не понимаете четко или находитесь в иллюзии понимания того, что у вас есть для старта, то не факт, что вы придете туда, куда запланировали.
- Планирование. Разрабатывать бизнес-план нужно только после аудита, иначе появляется риск выбора неверных направлений, которые не попадут ни в проблематику потребителя, ни в цели предприятия. Грамотное планирование экономит много часов работы.
- Действие. Перевод планирования из мира бумаги в реальные действия.
- Результат. За действием следует результат. На этом этапе надо ответить на следующие вопросы:
1. Соответствует ли этот результат запланированному?
2. Насколько соответствует?
3. В чем заключается разница?
4. Что привело к разнице?
Перечисленные четыре этапа цикличны. Цикл повторяется из раза в раз, чтобы фиксировать изменения: на рынке, в позиционировании товара, в потребностях покупателей и других аспектах. Изменения учитываются в обновленном бизнес-плане.
Что нужно знать начинающему предпринимателю
Волноваться по поводу запуска первого бизнеса — нормально. Успокоиться поможет качественное выполнение четырех этапов из предыдущего пункта, которые Дмитрий еще подкрепляет несколькими советами:
- Сформулируйте цель. Этот пункт — важная часть аудита. Некоторые предприниматели поступают так: «Я начну и посмотрю, куда пойдет бизнес». Не надо так. Цель должна иметь временные границы, быть четкой, реальной и отслеживаемой.
- Окружайте себя профессионалами. В круг общения должны входить люди, которыми вы хотите стать. Это сильно повысит шанс получения положительного результата. Но надо сохранять адекватность — окружить себя Ричардом Брэнсоном или Дональдом Трампом сразу не получится. Надо проанализировать первую ступень, сделать первый шаг, постепенно двигаться дальше.
- Прислушивайтесь к покупателям: получайте отзывы, анализируйте их, делайте выводы и действуйте на улучшение. Относитесь внимательно к советам и рекомендациям компетентных специалистов.
- Развивайтесь. Продолжайте узнавать больше о стратегиях ведения бизнеса, о стратегиях конкурентов. Рынок быстро меняется — за ним надо успевать, чтобы быть в топе.
- Рискуйте, но в меру. Чем больше рисков брать, тем больших результатов можно достичь. Вопрос в готовности принимать эти риски. Надо оценить свои силы и ответить на вопросы:
1. Смогу ли я справиться, или масштабы рисков для меня слишком велики?
2. Умею ли я действовать в ситуации неопределенности?
3. Что я буду делать в ситуации, когда все пошло не по плану?
Управление изменениями в организации
Любой бизнес после старта нуждается во внесении изменений в план. Необходимость в изменениях появляется после анализа результатов или просто в виде новой идеи, пришедшей в голову предпринимателю или его коллеге.
У любого изменения тоже есть последовательный жизненный цикл, который оно должно пройти вне зависимости от масштаба:
- Уточнение формулировки и разработка.
- Планирование внедрения в бизнес.
- Разработка сценариев с примерами.
- Внедрение, наблюдение и поддержка.
- Корректировка.
После внедрения важно следить за эффективностью изменений, прислушиваться к комментариям сотрудников и аудитории.
Принятие управленческих решений
Обязательным элементом управленческой системы является принятие продуманных и аргументированных решений.
Существует несколько вариантов принятия управленческих решений:
- Авторитарный. Предприниматель самостоятельно решает все вопросы, которые могут как помочь бизнесу, так и навредить, ведь одна голова — хорошо, а весь или почти весь коллектив — просто прекрасно. Так обычно решаются незначительные вопросы низкой важности и высокой срочности.
- Совместное участие. Вопросы решаются всеми специалистами, вовлеченными в процесс. Зачастую данный метод используют, когда высоки риски. Чем больше человек задействовано, тем больше информации и идей. Подходит для обсуждения несрочных, но важных задач.
- Демократический. Используется большинство голосов в компании для решения несерьезных задач, но в установленные сроки.
- Консенсус. Подходит для решения важных задач в короткий срок. В обсуждении задействуются все заинтересованные отделы.
Повышение качества обслуживания клиентов
Как шутит Дмитрий: «Предпринимателю надо знать клиента лучше, чем свою супругу».
Понимать и знать клиента надо даже лучше, чем он сам знает себя. Так строятся воронки продаж: прогреваете потенциального покупателя, опережая его спрос своим предложением.
Главное, не убежать далеко вперед — одной ступени предвосхищения желаний за раз будет достаточно, особенно со сложными продуктами.
Взаимодействие с клиентами
Очевидно, что клиент — центральный ориентир предпринимателя. Качество общения надо на чем-то базировать — должна быть создана основа непосредственного взаимодействия. Это средства и каналы доступа потребителя к бизнесу: услугам, продукции, информации.
Перечислим основные составляющие эффективной стратегии доступа к клиентам:
- Каналы. Омниканальность обслуживания через соцсети или сайт, по почте или по телефону, во время личных встреч. Важно помнить про взаимодействие вне рабочего времени: кто будет на связи с потребителем в выходные дни и после закрытия.
- Деление на сегменты. Метод прекрасно работает в крупных компаниях, где логическое сегментирование помогает найти к большей части аудитории подход с максимальными точками взаимодействия на базе их желаний и предпочтений.
- Распределение обязанностей. Надо продумать, какие специалисты и функционал нужны, как они будут контактировать с покупателем: техническая поддержка, обслуживание лично или по телефону, помощь при оформлении заказов, консультирование.
- Доступность и открытость. Стоит заранее решить, какая информация об услугах и компании будет размещаться и где, какую информацию нужно будет получить при общении с потребителем.