Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Роман Игнатюк
Финансист, Финвед

В кейсе рассказываем, как внедрение отчётов и работа с ассортиментом помогли увеличить дивиденды в 2 раза без опасения кассовых разрывов. Собственник компании получил план роста выручки и прибыли на ближайшее время, что позволит ему выводить ещё больше денег для себя.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Два года назад заядлый охотник Владимир решил открыть магазин тактической одежды на Вайлдберриз. Продажи шли, прибыль была, но четкие цифры Владимир посчитать не мог и каждый месяц испытывал тревогу, когда вытаскивал дивиденды. Денег не хватало даже на оплату съемной однушки в Бирюлево. Владимир выводил 30-40 тыс. рублей, остальное возвращал в оборот.

Супругу Владимира возмущало такое положение дел. Она настаивала, чтобы муж шел работать в найм, где платят больше и стабильно. Но сдаваться Владимир не хотел, поставил цель:

Зафиксировать дивиденды от бизнеса, чтобы они были сопоставимы с зарплатой.

Владимир начал с цифр:

  • скачал шаблоны по финансовому учёту от Финведа, хотел понять — возможно ли вывести бизнес на такой уровень прибыли, чтобы ежемесячно получать дивидендами хотя бы среднюю зарплату по столице без страха банкротства.
  • собрал данные, какие смог, за предыдущий год.

Вы тоже можете скачать шаблоны и взять под контроль финансы. В папке найдёте стандартные отчёты управленческого учёта и инструкцию, как ими воспользоваться.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Владимир не был готов изучать всё с нуля: не было ни времени, ни желания разбираться в цифрах. Нанять финансиста в компанию - дорого, поэтому решил воспользоваться услугами экономиста на аутсорсе и обратился в Финвед.

За дело взялся специалист по маркетплейсам, финансист Финведа Роман Игнатюк.

Провели аудит, внедрили отчеты, сделали прогнозы

Владимир продавал тактическую одежду на Вайлдберриз, ассортимент состоял всего из 20 товаров. Помимо одежды, в магазине можно купить и товары для дома — еще 22 позиции.

На первой встрече Владимир сформулировал свою «боль»:

Я хочу, чтобы бизнес приносил достойную и стабильную «зарплату». Вижу, что товары пользуются спросом, но совсем не понимаю, сколько денег могу забрать себе. Мне кажется, для достойной чистой прибыли нужно повысить продажи хотя бы в 2 раза.

Сколько дивидендов я уже могу выводить без опасений за магазин? Что нужно сделать, чтобы дивиденды в будущем росли?

Чтобы ответить на эти вопросы, финансист Роман провел аудит: выявил проблемы, точки роста и составил дорожную карту развития.

Предстояло ответить на вопрос: почему у компании выручка растёт, прибыль стабильная, а вывести денег почти не удается? Роман начал с оценки движения денежных средств.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды
Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Отчет наглядно показал, что все деньги Владимира были в обороте, а прибыль уходила на закупку новых товаров. Оплата поставщикам за товары составляла 94% всех расходов.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Роману требовалось оптимизировать инвестиции и перестроить процессы так, чтобы деньги не просто крутились в бизнесе, но и позволяли владельцу получать дивиденды.

Самое неприятное, что показал ДДС — магазин находился на грани кассового разрыва. Стоило Владимиру взять в качестве дивидендов в марте хоть сколько-нибудь, и кризис случился бы в тот же месяц. Фактически денежный поток уже был отрицательный, Владимир интуитивно обратился в компанию Финвед очень своевременно.

Нужно было снизить расходы на закупку и взять под контроль движение всех денежных средств. Поэтому сначала внедрили Платежный календарь.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Важно понимать, что платежный календарь — это необходимая поддерживающая мера, которая поможет контролировать поступления и выбытие денег, но не лечит причину их нехватки.

Вы тоже можете бесплатно скачать шаблон платёжного календаря и начать контролировать финансовое здоровье своей компании.

Для того чтобы разобраться с причиной, нужно проанализировать все товары, найти неликвидные и прибыльные, провести комплексную оценку ассортимента магазина.

На созвоне с Владимиром финансист Роман проговорил промежуточные результаты:

- Мы восстановили цифры, учли все поступления и расходы в деньгах. Следующий этап — оценка товаров.

- Что это даст?

- Сейчас все деньги крутятся в обороте, критических ошибок нет, но дивидендов вы не видите. Большая вероятность, что в магазине есть товары, которые “съедают” прибыль и замораживают деньги. Мы избавимся от этих позиций и увеличим долю артикулов, которые генерируют прибыль с минимальными усилиями.

Для оценки товаров Роман использовал методику ABC и XYZ — это способ классификации ресурсов по степени их влияния на прибыль компании с учётом спроса на каждый товар.

По грубой оценке товарный анализ и работа с артикулами может повысить прибыль минимум в три раза, и мы с энтузиазмом исследователей перешли к этому этапу

Финансист Роман Игнатюк, Финвед

Сделали ABC и XYZ-анализ

Чтобы оценить рентабельность товаров и спрос на них, нужно делать сводную аналитику ABC и XYZ. Подробно об этом мы писали в кейсе. Эта база для селлеров на маркетплейсах, которой нельзя пренебрегать!

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Шаг 1: Определяем маржинальность товаров

Чтобы понять является ли товары высокомаржинальными или нет, нужно знать, что такое маржинальность в принципе.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Маржинальность товаров не равна наценке. Наценку продавец может установить какую захочет в условиях рынка, а вот маржинальность будет всегда не более 100%.

При вычислении маржинальности нужно делить на цену, по которой товар продаётся, а при расчёте наценки — на себестоимость. Для аналитики товаров нам нужно оценивать маржинальность.

Шаг 2: Провели ABC-анализ

Взяли все товары и ранжировали по степени влияния на прибыль. Определили товары, которые приносят 80% выручки — товары А, 15% выручки — товары B и 5% выручки — товары C.

У нас получился ранжированный список из 42 товаров. Так мы увидели, что в категории А — 10 товаров. В категории С — 15 товаров, 8 из которых приносят стабильно убытки.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Для дальнейшей наглядности примера мы возьмем упрощенную табличку с 6 товарами — по 2 товара из каждой категории.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Шаг 3: Добавили XYZ-анализ, чтобы оценить стабильность спроса и увидеть сезонные колебания.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Свели обе таблицы, чтобы выделить товары-локомотивы, найти «среднячков» и аутсайдеров.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

У предпринимателей часто возникает желание ориентироваться только на товары А. Но для эффективной работы бизнеса главная цель —- баланс товаров.

Товары категории С преимущественно убыточные, значит, совсем не рентабельны. Категория В - основная масса товаров. Эта категория приносит небольшую часть выручки, но стабильно.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Анализируем данных магазина Владимира:

  • идеальный товар — тактические костюмы. У них высокая маржа и постоянный высокий спрос. Это означает, что нужно больше вкладывать денег на закупку тактических товаров, отслеживать, чтобы не было дефицита товара на складе.
  • чуть менее стабильным был спрос на флисовые шапки и подсумки, а вот термобелье пользовалось популярностью лишь в холода. Тут необходимо учитывать сезонность и контролировать запасы. План закупок поможет больше контролировать какого товара сколько брать.
  • тактические кепки и перчатки вывели из ассортимента совсем — их покупали мало, наценка на товары была минимальной, зато они “съедали” деньги на складское хранение.
  • для термобелья составили график сезонных закупок, чтобы не перетаривать склады в низкий сезон.

Теперь, когда у нас есть полная аналитика по каждой товарной позиции, Роман приступил к комплексным действиям.

За 3 месяца работы в компанию Владимира внедрили изменения:

  • Исключили низкомаржинальные и совсем убыточные товары. Это позволило деньги, которые стабильно уходили на убыточные товары, разморозить и перераспределить на закупку более выгодных товаров.
  • Повысили цены на 7% на популярные тактические костюмы — самые продаваемые товары категории А.
  • Товары из категории B остались без особого внимания. Не проводили стратегию слива остатков, но и буста тоже не было. Эти товары оставались для баланса товарного ассортимента.
  • В результате у нас на складе почти не осталось неликвидных товаров, высасывающих деньги, и стало больше ходовых позиций с хорошей оборачиваемостью, которые приносили компании доход.

Всё это помогло увеличить количество живых денег в компании, а как следствие, Владимир смог выводить себе больше дивидендов и начать жить полноценной жизнью, как он того и хотел.

Результаты: зафиксировали дивиденды

Работу с Владимиром мы начали в марте, тогда выручка магазина составляла 1 млн рублей, из которых всего 40 тысяч он выводил дивидендами — все, что оставалось в кассе.

Забирать из бизнеса чуть больше денег Владимир не мог - постоянно приходилось “затыкать дыры”: хранение, логистика, штрафы, расчеты с поставщиками, внеплановые маркетинговые акции. Владимир почти круглосуточно обслуживал собственный бизнес, а сам получал копейки.

После анализа основных отчетов мы увидели, что прибыль у Владимира была, но вся она была заморожена в новых закупках и запасах. Выводить было нечего.

Опираясь на данные ABC и XYZ-аналитики, сократили ассортимент товаров: оставили локомотивные, контролировали сезонные. Полностью вывели из матрицы тактические кепки и перчатки - их редко покупали, а маржа была минимальной. Издержки на складское хранение заметно снизились.

Владимир был рад и промежуточному результату, и перспективам:

В июле я впервые без страха забрал деньги из бизнеса. Супруга стала интересоваться магазином, начала помогать. Бизнес, который раньше был только моей головной болью, превратился в семейный.

Владимир, собственник магазина «Тактическая одежда»

На пятом месяце работы мы зафиксировали стабильные “безопасные” дивиденды в размере 150 тысяч рублей, с перспективой удвоения к ноябрю.

Магазин тактической одежды на WB: разморозили деньги собственника и помогли ему начать платить себе дивиденды

Все это за 4 месяца работы!

Мы продолжаем сотрудничать с компанией Владимира, поэтому результаты этого кейсы — только начало нашей работы.

Записывайтесь на экспресс-диагностику в Финвед: расскажем, как улучшить финансовое положение компании, чем можем помочь в рамках индивидуального запроса и как взять под контроль финансы бизнеса. Продолжительность консультации — 40-60 минут.

44
Начать дискуссию