IPO Группы Аренадата: представитель компании ответил на мои вопросы
Иногда так бывает, что после публикации статьи ко мне приходит представитель эмитента и мы начинаем общаться. Так вышло и со статьей про IPO Аренадата — после публикации обзора их IPO со мной связался представитель компании и указал на неточные по его мнению местами формулировки в статье. Ну и предложил мне заодно ответить на мои вопросы, если у меня таковые имеются. Пару формулировок в статье я действительно тогда поправила, но в целом осталась при своем мнении. А так как вопросы к Аренадата у меня действительно были — то свои вопросы я действительно задала, в том числе не самые удобные для Аренадата. И получилось достаточно интересное интервью, с местами острыми вопросами и развернутыми ответами, которым я и решила сегодня с вами поделиться.
Так как, возможно, местами без моих пояснений будет непонятно откуда взялся тот или иной вопрос или почему он на мой взгляд может быть важен, а местами мне хочется дополнить ответ представителя Группы Аренадата - некоторые вопросы я сопроводила своими комментариями "Комментарий автора канала".
Про бизнес Группы Аренадата
Так как один из вопросов представителя компании к моей статье касался того правильно ли я делаю выводы относительно природы выручки компании и ее повторяемости - первая часть вопросов касалась именно этого блока.
Q.: В презентационных материалах Вы указываете, что у Вас есть три модели лицензий: временная, постоянная, неограниченная. Чем они между собой различаются и на какие из них приходится наибольшая доля выручки?
А.: -Временная: лицензия на ограниченное количество инсталляций (ядер) на ограниченный срок (например, 1 год)
-Постоянная: лицензия на ограниченное количество инсталляций (ядер) на неограниченный срок
-Неограниченная: лицензия на неограниченное количество инсталляций (ядер) на ограниченный срок (например, 3 года)
Ядро напрямую связанно с хранимым или обрабатываемым обьемом данных, это означает, что при росте обьемов данных у клиента он будет докупать все новые лицензии на уже купленный продукт, даже если лицензии постоянные или неограниченные. Фактически это приводит к бесконечному росту выручки от клиента по каждому проданному продукту если обьем данных растет. У нас нет ни одного клиента у которого обьем обрабатываемых данных падает или стабилен.
В структуре выручки от продажи лицензий постоянные лицензии занимают более 70%, неограниченные – около 20%, остальное – временные. Это стандартная практика для российского рынка (даже во времена Oracle, SAP постоянные лицензии превалировали в структуре продаж).
Q.: Чем отличается подписочная модель, которую Вы собираетесь развивать, судя по Вашим презентационным материалам, от существующей лицензионой или это два разных слова для одного и того же?
А.: Подписка – это одна из форм продажи лицензий, когда платежи осуществляются не наперед, а ежеквартально или ежемесячно. Говоря о подписке, мы в первую очередь имеем в виду развитие облачного канала продаж и внедрение формы оплаты «pay as you go», которая наиболее востребована среди клиентов малого среднего бизнеса.
Наши cloud-native продукты, которые запустятся в конце года, также можно будет приобрести по подписочной модели.
Комментарий автора канала:
Здесь мое мнение в целом не поменялось, но бизнес-модель стала чуть понятнее.
Рентабельность, найм разработчиков и Greenplum
Так как у меня есть опасения о возможном снижении рентабельности в будущем у Аренадата в связи с необходимостью найма дополнительных разработчиков и закрытием доступа к репозитарию Greenplum - то я спросила представителя компании и про это.
Q. Вы указали, что будете увеличивать количество разработчиков: не окажет ли это негативное влияние на Вашу рентабельность?
А.: Последние 2 года мы растем в среднем на 30% в год, и нам удается успешно перекладывать рост расходов на ФОТ на наших заказчиков. Конечно, речь идет не только об индексации цен на продукты, но и о функциональных доработках, выпусках новых версий и т.д. Иными словами, мы сохраняем маржинальность по OIBDAC (OIBDA - CAPEX) на уровне выше 35%.
Поясню, почему именно OIBDAC: основные расходы на разработку – это ФОТ айтишников, многие компании капитализируют эти расходы (суть - растягивают их в отчетности на несколько лет вместо того чтобы списать в текущем году, так делают Астра и Позитив и многие другие продуктовые компании),. Группа Аренадата почти не капитализирует расходы, поэтому корректно сравнивать нас с другими компаниями по очищенной от капекса величине.
По итогам 2023г рентабельность по OIBDAC (EBITDAC) Группы Аренадата составила 38% - самый высокий показатель среди компаний-аналогов – Позитив, Астра, Диасофт.
Комментарий автора канала:
По моим подсчетам рентабельность по EBITDAC Позитива за 2023 год - 40,2%, Астры - 29,5%, Диасофта - 31,4%, по OIBDAC Аренадата - 36,9%.
При увеличении количества разработчиков растут расходы на оплату труда, а, значит, себестоимость. Если для обслуживания текущей версии программы становится нужно больше разработчиков - может возникнуть ситуация, когда эти расходы невозможно полностью перелолжить на конечных потребителей продуктов компании.
Q.: Каков отклик по Вашему проекту взамен Greenplum от тех команд, которые ранее развивали Greenplum? Все ли команды, которые участвовали в Greenplum, собираются участвовать в Вашем новом проекте или есть неопределившиеся/отказавшиеся?
А.: Не так много компаний в РФ имели необходимый уровень компетенций для непосредственного участия в развитии данной технологии. Обсуждение возможности совместного участия в развития нашего проекта продолжается. Также о своей заинтересованности заявили компании/команды, которые ранее не принимали непосредственного участия развитии Greenplum ввиду технических и организационных сложностей и для которых данные барьеры будут сняты уже в рамках нового проекта Greengage.
Кроме того, мы видим интерес со стороны зарубежных команд, которые выходят с нами на связь для обсуждения сотрудничества.
Комментарий автора канала:
Часть решений Аренадата получала из Greenplum до его закрытия. Если меньшее количество разработчиков будет работать над аналогом Greenplum - это может потребовать от компании большего количества собственных разработчиков для разработки тех решений, которые ранее были в репозитарии Greenplum до его закрытия.
Финансовые показатели
Еще один блок вопросов касался финансовых показателей, так как некоторые статьи баланса вызывали у меня озабоченность.
Q.: Почему в балансе у Вас такая низкая доля НМА? Как оформляется интеллектуальная собственность, на кого и какая?
А.: Низкая доля НМА как раз связана с тем, что мы почти все расходы на разработку списываем в течение отчетного периода – это более консервативный подход к учетной политике. В прошлом году мы капитализировали всего 114 млн рублей на НМА, где в т.ч. минимально необходимый уровень капитализированных затрат для адаптации продуктов для платформы Гостех.
В будущем мы также планируем держать капекс на минимальном уровне – пару процентов от выручки.
Комментарий автора канала:
Для тех, кто не разбирается в методах учета хочется пояснить, что при разработке программного обеспечения/создании нематериальных активов, есть два варианта как учитывать затраты на их создание в отчетности:
- "икспенсить", то есть относить в расходы в конкретном периоде, где они были понесены, что уменьшает чистую прибыль компании в этом периоде, но увеличивает ее в будущих периодах; или
- капитализировать, то есть относить затраты в текущем периоде к долгосрочным фондам компании или иными словами включать часть завтрат, связанных с созданием актива, в стоимость этого актива, что увеличивает чистую прибыль в периоде, но уменьшает ее в будущих периодах и создает риски обесценения НМА в будущих периодах.
Как и что делать регулируется определенными правилами, когда есть перекос - возникают перекосы по отчетности компании, поэтому лично я тут за "золотую середину". Иначе возможна ситуация с изменением учетной политики в будущем на капитализирование расходов, что создаст резкое увеличение финансовых показателей компании. IT-компании чаще все же капитализируют долгосрочные расходы, что позволяет придерживаться принципа соответствия в отчетности компании и потом чистая прибыль и выручка не возникают из "ниоткуда", когда разработка завершается.
Q.: Почему у Вас такая большая для масштабов Вашей компании дебиторская задолженность?
А.: Она не большая, для компаний с таким сезональным бизнесом в конце периода кода зачитывается большой обьем выручки дебиторка так и должна расти. Размер дебиторской задолженности на конец периода связан с сезонностью бизнеса – бОльшая часть продаж проходит в 4 квартале, а точнее в декабре. С учетом стандартной отсрочки платежа ~35 дней мы наблюдаем дебиторскую задолженность на 31.12., которая погашается в 1 квартале следующего года.
Если говорить об оборачиваемости дебиторской задолженности в днях, то в 2023г, то она составила 158 дн, что ниже чем у сопоставимых Астры и Позитив.
Комментарий автора канала:
Доля дебиторки в активах Позитива на последнюю отчетную дату - 24,7%, в активах Астры - 22,6%, в активах Диасофта - 23,0%, в активах Аренадата - 79,9%. На мой взгляд это все-таки большая доля дебиторской задолженности в активах.
Q.: Почему такая низкая доля основных средств?
А.: Она и должны быть низкой для любой продуктовой b2b компании - разве что вы не покупаете на баланс здания, заводы, пароходы. Наши «средства производства» это люди а не станки, у таких компаний не должно быть много основных средств. Наши основные средства преимущественно состоят из компьютерного и офисного оборудования – почти 80%.
Комментарий автора канала:
Доля основных средств в активах Позитива на последнюю отчетную дату - 11,7%, в активах Астры - 6,5%, в активах Диасофта - 3,3%, в активах Аренадата - 2,3%. Доля основных средств в активах IT-компаний, конечно, действительно как правило низкая, но все же она разнится от компании к компании.
Послесловие
На мой взгляд здорово, когда представитель компании открыто вступает в диалог и отстаивает свою точку зрения. Тем более, когда так подробно отвечает на все мои вопросы, в том числе не самые удобные, для меня это показатель качества управления компанией и отличной коммуникации с инвесторским сообществом. Это здоровая ситуация, в отличие от того, что происходило в момент выхода на IPO Евротранс, и я это всячески приветствую.
Свои комментарии к ответам представителя компании я также опубликовала, поэтому думаю, что каждый инвестор сам может сделать выводы по тем вопросам, что здесь рассматривались. Но для меня лично Группа Аренадата стала чуть более понятна, по-крайней мере их бизнес.
PS Лайк — если понравилась статья: -)
Подписывайтесь на мой блог на VC и телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
***Меня нет на других ресурсах кроме VC и telegram. Если вы видите мою статью на другом ресурсе без ссылки на меня — ее туда незаконно позаимствовали. Политика по копированию материала с данного канала здесь***