Финансовые отчеты: три ключа к успешному управлению вашим бизнесом

В мире бизнеса важно понимать свои финансовые потоки. Независимо от того, управляете ли вы небольшим проектом или уже имеете устоявшийся бизнес, знание о трех основных финансовых отчетах поможет вам лучше контролировать свои финансы. В этом материале мы рассмотрим три ключевых отчета: отчет о движении денежных средств (ОДДС), отчет о прибылях и убытках (ОПУ) и баланс. Эти инструменты позволят вам получить четкое представление о финансовом состоянии вашего дела.

Финансовые отчеты: три ключа к успешному управлению вашим бизнесом

Дисклеймер: все приведенные отчеты в упрощенном виде, примеры и суммы гипотетические, и любые совпадения с реальными компаниями — чистая случайность. Если вы узнали свой бизнес, это не значит, что он под наблюдением!

1. Отчет о движении денежных средств (ОДДС, он же Cash Flow)

Это ваш финансовый дневник, в который записываются все приходящие и исходящие денежные потоки за определенный период. Рассмотрим пример. Студия веб-разработки, открылась в 1 января 2024 года, на УСН по доходу 6% и в первый месяц имела следующие операции:

  • получила от клиентов 120 тыс. рублей, из которых 20 - это аванс за работу, которая будет сделана позже
  • оплатила аренду офиса - 20 тыс.
  • оплатила работу штатных и проектных сотрудников - 35 тыс.
  • в самом начале месяца взяла кредит под 24% годовых в размере 300 тысяч на покупку оборудования, которым будет пользоваться в своей работе ближайшие 5 лет.
ОДДС студии - показывает сколько пришло и ушло денег за январь
ОДДС студии - показывает сколько пришло и ушло денег за январь

В отчете на картинке мы видим, что всего на счета компании пришло 420 тысяч, а ушло 355. Итого чистый денежный поток составил 65 тысяч рублей.

ОДДС показывает, что денег приходит больше, чем уходит. Для продолжения деятельность компании важно, поддерживать положительный денежный поток и следить за его изменением. Если потоки начинают уменьшаться, стоит задуматься, не уходит ли часть бюджета на что-то ненужное и присмотреться внимательно к статьям оплат!

Тут все довольно просто, но сделать вывод насколько хорошо работает компания не получится. Взятый кредит дает весомы вклад в положительный поток, но компания, которая только берет кредиты вряд ли будет успешной.

2. Отчет о прибылях и убытках (ОПУ, ОПиУ, Отчет о финансовых результатах или PNL - Profit and loss)

Этот отчет показывает, как обстоят дела с вашими доходами и расходами за тот же период. Важно понимать, что ОДДС фокусируется на фактическом движении денег, а ОПУ — на том, сколько вы заработали и потратили.

Вернемся в нашу студию. И из того же набора фактов, описанного в первом пункте, соберем еще один отчет:

  • из всех полученных от клиентов денег компания закрыла обязательств только на 100 тысяч, которые и включаем в выручку - работа выполнена, деньги заработаны честным трудом
  • для реализации этого студии пришлось привлечь разработчиков за 20 тысяч, а агентам, которые привели этих клиентов, заплатили еще 5. Так как эти затраты непосредственно связаны с вырученной суммой, включаем их в себестоимость.
  • остальная часть от Оплаты сотрудникам и фрилансерам из ОДДС (10 тысяч из 35) - это зарплата руководителя студии, которая как и аренда офиса идут в управленческие расходы - они есть всегда, вне зависимости от наличия клиентов.
  • туда же включается и амортизация оборудования, того самого, которое за 300 тысяч покупали и планируют использовать 5 лет (300 делим на 5 лет по 12 месяцев получаем 5 тыс в отчет)
  • кредит, на который покупалось оборудование, гасить еще не начали, но так как он целый месяц уже «прожил», успели накопиться проценты, которые надо так же признать в расход. 24% годовых - это 2% в год или 6 тысяч в нашем случае
  • и наконец последнее - налоги. УСН по доходам подразумевает, что налог - это 6% от всех пришедших на счет компании денег. Еще не платили, но в расход сразу ставим.
ОПУ студии - показывает доходы, расходы, а так же результат - прибыль или убыток
ОПУ студии - показывает доходы, расходы, а так же результат - прибыль или убыток

И вот складывая все получившиеся доходы и расходы мы видим, что за январь получилась прибыль в размере 26 800 рублей.

ОПУ поможет вам увидеть, сколько вы зарабатываете и выявить, где могут скрываться проблемы - может слишком дорогой офис, а может вообще затраты на разработку и привлечение клиента не окупаются выставляемой ему стоимостью.

В нашем случае прибыль получилась более чем в два раза меньше денежного потока. То есть денег пришло больше, чем заработали. А могло быть и наоборот - прибыль большая, а денег почти не осталось - нередкая проблема в бизнесе, называемая кассовым разрывом. Самое время посмотреть на третий отчет.

3. Баланс

Баланс — это ваш финансовый компас, который связывает все предыдущие отчеты и показывает разницу между ними на конкретную дату.

  • Первая часть - это активы. В нашем примере там всего две строки - деньги на счете, те самые 65 тысяч, которые остались после всех движений в ОДДС, и купленное оборудование в 300 тысяч, за вычетом амортизации в 5, т.к. один месяц из пяти лет уже прошел, а по прошествию всего срока оборудование превратится в тыкву, то есть в 0 на балансе. Активы - это, грубо говоря, то, куда вложены деньги компании.
  • Далее пассивы - это источники тех самых вложенных в активы денег. Конечно тут в первую очередь взятый кредит, а так же полученный аванс, который мы взять-то взяли, но еще не отработали, чтобы признать доходом и нашими деньгами. Аналогично авансу тут сидит и то, что мы уже по смыслу потратили, то есть признали в расход в ОПУ, но фактически не заплатили - это проценты по кредиту и налоги.
  • И наконец собственные средства или капитал. Опять же простыми словами - это то, что принадлежит самой компании, средства не занятые у кого-то, а заработанные или внесенные собственниками. У студии тут только та самая заработанная прибыль в 26 800, т.к. кроме этого у студии не было абсолютно ничего.
Баланс студии - показывает финансовое состояние на конкретную дату
Баланс студии - показывает финансовое состояние на конкретную дату

Этот отчет помогает понять, почему у вас может быть прибыль, но не хватает наличных на счету, или наоборот — деньги есть, но прибыль не растет. Баланс дает вам полное представление о том, как обстоят дела в вашей компании в текущий момент по итогам всех предыдущих дней, месяцев или лет.

Знание этих трех финансовых отчетов — ключ к успешному управлению вашим бизнесом. ОДДС и ОПУ составляются за определенный период (например, месяц), а баланс — на конкретную дату, что позволяет увидеть общую картину. При этом для многих небольших предпринимателей, особенно работающих самостоятельно, без сотрудников, особенно в сфере услуг, часто достаточно следить за денежными потоками, так как они совпадают с доходами и расходами из ОПУ. Однако все таки большинству важно контролировать прибыль и ее составляющие, чтобы понимать, как ей управлять. Полноценный баланс при этом очень полезен, но его составление необходимо так же не каждому, как минимум его можно делать реже — раз в квартал или даже год, чтобы проверить состояние бизнеса, а в остальное время следить за отдельными показателями. Самое главное, чтобы отчеты служили практическим целям и учитывали особенности вашей бизнес-модели и размер компании и приносили пользу, а не делались просто потому что…

Спасибо, что дочитали! Меня зовут Денис Деткин, я финансист с более чем 10-летним опытом. Если хотите узнать больше и получить помощь в управлении финансами компании, загляните в мой телеграмм-канал и не стесняйтесь обращаться!

11
Начать дискуссию