Как меняется бюджетная политика мегаполисов мира и Москвы
Одна из центральных тем для дискуссий в последнее время — это сложный баланс интересов, который должен учитываться в бюджете мегаполиса. Большой город стремительно развивается и властям часто сложно директивным методом контролировать финансовые потоки. На повестке слишком много факторов: потребности каждого жителя города, гарантии минимального социального набора услуг, решения отдельных проблем, реализация первоочередных мероприятий, связанных с жизнедеятельностью города.
Сегодня есть четкое направление развития городских бюджетов. Социальноориентированный бюджет. Задача — сделать бюджет максимально удобным и полезным для жителей города. На повестке и точечные проблемы районов, и поддержка основных сфер жизни общества: транспорт, образование, здравоохранение, безопасность, благоустройство дворов. От бюджета зависят условия для комфортного проживания и работы (общественные пространства, зоны отдыха, парки, пешеходные и велосипедные зоны).
При этом надо вкладываться и в ключевые для города сферы: строительство, промышленность, дороги, бизнес. Здесь возникает проблема: как понять, сколько денег жители города готовы выделить на дороги, а сколько на социальную сферу или на детские площадки в своем районе. Решают ее за счет активного вовлечения людей в процесс распределения бюджетных денег.
Перераспределение ресурсов, которое предложили и одобрили сами жители мегаполисов, — ключ к гармоничному развитию мегаполиса и позитивному отношению жителей большого города к властям.
Расходы бюджета города напрямую связаны с уровнем жизни его жителей. Чем больше город зарабатывает, тем больше у него возможностей для поддержания достойного уровня жизни и развития комфортной городской среды. В большинстве городов Европы почти все деньги уходят на благоустройство, создание городской среды и развитие общественных пространств. В бюджетах Парижа и Нью-Йорка практически отсутствуют расходы на образование, а бюджет Берлина не предусматривает финансирования здравоохранения.
Москва отличается от городов Европы. Бюджетная политика построена так, чтобы учесть максимальное число направлений поддержки. В последние годы найти баланс получается не на 100%, о чем говорит критика жителей города в адрес властей и бюджетной политики. На этом фоне предложения «Единой России» об инициативном бюджетировании и смещении фокуса бюджетирования выглядят логично. Московские депутаты предлагают сделать уклон на поддержку социальной сферы и культуры, отказаться от лишних трат на дорожное строительство. А надо ли это самим москвичам? Лучший способ спросить напрямую, поэтому в Москве планируют провести всеобщее анкетирование.
Похожих массовых практик в Европе не используется. В основном решения принимают инициативные группы. Москва может стать первым городом мира, который выйдет на новый уровень.
По заказу правительства Москвы писали что ли?
Подмосковье, работающее в МСК, тоже вносит свои деньги в бюджет МСК - они же там работают, хотя и живут в других городках?
А вообще, конечно, город хорошо благоустроен. Жаль только, иногда меняют новую плитку на новую. У меня вот у дома поменяли целые ограждения на новые )) тоже хорошо