Как зарабатывать на аренде инструментов и оборудования?

В России люди приобретают строительные инструменты «ради одной дырки в стене», и тратят на это около 300 млрд руб. в год. По статистике, перфоратор используется, в среднем, 13 минут за весь срок службы (от покупки до утилизации). Рассказываем о сервисе YouTool, который позволяет зарабатывать на тулшеринге и экономить с помощью аренды инструментов. А также проводит раунд pre-IPO и открывает новые инвестиционные возможности.

Как зарабатывать на аренде инструментов и оборудования?

В интервью Сергею Терешкину финансовый директор YouTool Дарья Рыжкова подробно рассказала о бизнесе компании ее показателях, инвестиционной стратегии и планах на будущее.

YouTool – это мобильный агрегатор для аренды строительных инструментов и спецтехники: от перфоратора до строительного крана. Сервис работает с 2019 года и сейчас на нем зарегистрировано свыше 11 тысяч пользователей. Компания заявляет, что в среднем доставка каждого заказа составляет порядка 40 минут (через сервисы Яндекс Такси).

Сервис работает по Uber-модели. В качестве арендодателей регистрируются как действующие прокатные компании, так и физлица. Кроме того, YouTool развивает свою франчайзинговую сеть пунктов выдачи инструмента (как у «Яндекс Маркет» или Ozon). На текущий момент открыто свыше 60 таких точек в России и странах СНГ. Ассортимент – от легкого ручного инструмента, до экскаваторов и фронтальных погрузчиков.

Насколько востребована аренда инструментов?

Зачастую в России инструменты приобретаются «ради одной дырки в стене». Дарья Рыжкова приводит статистику, согласно которой в среднем один перфоратор используется на протяжении 13 минут – от момента производства до момента утилизации. Если разделить цену устройства на эту цифру, то получится, что за каждую минуту вы тратите несколько тысяч рублей. А ведь зачастую при ремонте требуется не только перфоратор, но и дрель, пила, другие инструменты. Они не только стоят денег, но и занимают место, устаревая с каждой минутой.

Каждый год в России приобретается инструментов и оборудования на 300 млрд руб. И тулшеринг – это возможность снизить свои затраты, арендуя инструмент на короткий срок. Сегодня даже строительные компании все чаще переходят к этой модели. Более того, аренда зачастую может оказаться дешевле, чем покупка и сопутствующие расходы.

В декабре 2023 года к нам пришла заявка на 50 больших генераторов на 2 месяца. Мы немного удивились, но подготовили и отправили коммерческое предложение на 4,5 миллиона. Клиент принял условия, оплатил, и фуры через неделю прибыли в Краснодар.

Потом мы поинтересовались у клиента почему он решил брать в аренду, а не покупать (ведь покупка обошлась бы не сильно дороже, порядка 8 миллионов по нашим расчетам). На что тот ответил, что вместе с сопутствующими затратами (теплый склад, его оборудование, расходники, запчасти, персонал, и т.д.) приобретение стоило бы 15 миллионов. И заняло бы 2 месяца с учетом необходимости проведения всех закупочных процедур. Поэтому клиент посчитал и сделал выбор в пользу аренды.

Дарья Рыжкова, финансовый директор YouTool

Как работает тулшеринг?

На YouTool представлены все виды инструментов, как для B2B, так и для B2C. Ручной инструмент используется для домашнего ремонта или небольшими бригадами. При этом существенная часть клиентов YouTool – это тяжелый инструмент для B2B: экскаваторы, генераторы, станции штукатурки, подъемники, и другая спецтехника.

Основные преимущества сервиса очевидны – экономия денег и времени для арендаторов и возможность зарабатывать для арендодателей. Разница между YouTool и сервисами проката состоит в том, что здесь не нужно оставлять залог – весь инструмент застрахован на сумму до 200 тыс. руб.

Если пользователь возвращает устройство в неисправном состоянии, оно направляется в диагностический центр, который оценивает по чьей вине произошла поломка. И если поломка произошла по вине клиента – страховая компания полностью возмещает стоимость инструмента арендодателю.

Как компания добивается кратного роста ежегодно?

Каждый год YouTool растет в 4-8 раз. Такой темп требует внешнего финансирования, и компания уже прошла успешно собрала первые раунды. Три года назад в нее вложился первый частный инвестор ($100К), а через год он вернул свои вложения и превратился в члена команды, который занимается развитием YouTool на рынках СНГ.

Затем компания привлекла средства от Фонда развития венчурного капитала Москвы и венчурного фонда Zerno Ventures. А следующим этапов она выбрала модель pre-IPO, в рамках которой привлекает сейчас 127 млн руб. через платформу Rounds.

После ранних стадий, мы выбрали стратегию публичного трека – это позволяет привлекать инвестиции быстро и широко, а также дает дополнительную публичность компании. Плюс – это более высокая ответственность: когда у тебя на борту крупный фонд и институциональный инвестор – ты всегда можешь прийти и рассказать, почему ты не выполнил план, и тебя все поймут. А когда у тебя на борту несколько тысяч частных инвесторов – этого им уже не объяснишь. У компании появляется повышенная ответственность и мотивация.

Акционеры – это большая поддержка для нас. У нас сейчас больше 150 инвесторов на борту, и каждый из них – это профессионал в какой-то области, у каждого есть связи. Все они искренне желают нашей компании успеха, роста и процветания. Один-два раза в квартал мы проводим открытый вебинар с акционерами, рассказываем о наших успехах и задачах. И если появляется какой-то запрос – также транслируем его в свое сообщество, и обычно человек 5 выходит с предложениями помощи. Ни один фонд такого дать не может.

Дарья Рыжкова, финансовый директор YouTool

Сейчас компания оценивается в 960 миллионов рублей – это чуть меньше, чем 3 годовые выручки YouTool. В своем интервью Дарья говорит о том, что ключевой задачей было не завышать оценку, а позволить инвесторам зайти по минимальной цене, чтобы затем заработать «иксы» при выходе на IPO.

Текущий инвестиционный раунд на 127 млн руб. (13,24% доли в компании) уже практически собран, хотя у инвесторов все еще есть возможность приобрести акции. Минимальная сумма инвестиций – 100 тыс. руб. Брокера компания не привлекала, и организовала размещение самостоятельно на инвестиционной платформе Rounds:

Один из самых важных моментов – это то, что у Rounds самый жесткий скоринг, как для проектов, так и для инвесторов. Насколько мне известно, там больше всего квалифицированных инвесторов, которых на входе еще и тестируют на понимание рисков. Также Rounds очень тщательно подходит к отбору проектов, насколько я знаю, 70% проектов отбор не проходят.

Брокера мы не привлекали, и с одной стороны это тяжелый и не самый быстрый путь. Но с другой – опыт самостоятельного роад-шоу дал нам колоссальное преимущество в подготовке в IPO. Я практически всех инвесторов знаю лично, знаю о чем они думают, какие у них ожидания от компании. Многие вещи мы делали самостоятельно, и поэтому сейчас уже процентов на 70 готовы к IPO.

Дарья Рыжкова, финансовый директор YouTool

Смотрите полную версию интервью с Дарьей Рыжковой, и узнаете:

- Какая цена акций на pre-IPO сейчас и насколько она вырастет к моменту IPO?

- Как формировалась оценка компании и какую отчетность получают инвесторы?

- Как компания планирует развиваться и на что будут направлены привлеченные средства?

- Когда планируется IPO сервиса YouTool?

Смотреть на RuTube:

Смотреть на YouTube:

Автор: Сергей Терёшкин, серийный предприниматель и основатель ряда компаний в сфере оптовых продаж нефтепродуктов и сырья. В своем блоге я рассказываю об инвестициях, финансировании проектов и актуальных инструментах развития бизнеса в России.

Сейчас мы проводим pre-IPO собственного проекта — маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET. Маркетплейс консолидирует участников отрасли (продавцов, покупателей, перевозчиков и финансовых партнеров), делает ее более прозрачной и помогает компаниям сокращать издержки, увеличивая прибыль.

Проект работает на рынке более 3 лет, в прошлом году его торговый оборот достиг 5,9 млрд руб. Планы по развитию — достижение доли 22% на мелкооптовом рынке нефтепродуктов России.

Для этого в 2024 году АО УК “ОПЕН ОЙЛ МАРКЕТ” объявило о выходе на Pre-IPO и привлечении 1 млрд руб. инвестиций по закрытой подписке от частных инвесторов. Минимальный порог входа — 90 тыс. руб.

Узнать подробности об инвестициях в OPEN OIL MARKET: https://preipo.org-market.com

Перейти в Telegram-бот и задать все интересующие вопросы: https://t.me/oom_preipobot

11
Начать дискуссию