Как избежать утечки персональных данных
Рассказали, как бизнесу препятствовать утечке данных и что делать, если она произошла.
В эпоху цифровизации данные стали новым «золотом», но вместе с этим возросли и риски их утечки. Потеря персональных данных способны нанести серьезный урон как индивидуальным пользователям, так и компаниям, хранящим эти данные.
В новой статье разобрали, что такое утечка данных, какие последствия могут быть для бизнеса и как минимизировать риски.
Что такое утечка персональных данных
Утечка персональных данных — это несанкционированный доступ к конфиденциальной информации. Она может включать имена, адреса, номера телефонов, банковские реквизиты, данные паспортов, историю покупок и другую личную информацию.
Причинами утечек могут быть действия злоумышленников, небрежность сотрудников компании или недостаточная защищенность систем хранения данных.
Самые частые причины утечек
- Человеческий фактор. Ошибки сотрудников, например, отправка данных не тому получателю или использование ненадежных паролей;
- Внешние атаки. Взломы, фишинговые атаки и установка вредоносного ПО; Небезопасные IT-системы. Устаревшее программное обеспечение, отсутствие обновлений и защитных механизмов;
- Недостаточный контроль партнеров. Передача данных третьим лицам без проверки их уровня безопасности;
- Саботаж. Умышленное раскрытие информации сотрудниками компании.
Последствия для бизнеса
Утечка персональных данных может обернуться для компании следующими проблемами:
- Финансовые убытки. Любые утечки по вине бизнеса сопровождаются штрафами со стороны регулирующих органов, компенсациями пострадавших клиентов и затратами на устранение последствий;
- Репутационный ущерб. Крупные или частые утечки могут привести к потере доверия клиентов, партнеров и инвесторов;
- Юридическая ответственность. В особо тяжких случаях возможны судебные разбирательства и длительные расследования, которые высасывают нервы и средства собственника;
- Снижение конкурентоспособности. Утечка коммерчески значимой информации может ослабить ваши позиции, из-за чего конкуренты станут более надежным вариантом для сотрудничества.
Как предотвратить утечку
Для эффективной борьбы с утечками необходимо актуализировать не только софт, но и знания коллег. Для минимизации рисков, необходимо:
- Обучать сотрудников. Регулярно проводите тренинги по кибербезопасности, объяснять, как правильно обращаться с данными;
- Использовать современные технологии. Установите надежные системы защиты, такие как антивирусы, файерволы и шифрование данных;
- Включать многофакторную аутентификацию. Для доступа к важным системам и данным используйте дополнительные уровни защиты;
- Устанавливать регулярные обновления. Следите за последними обновлениями программного обеспечения. Но будьте осторожны, так как в новых версиях часто бывают «дыры», через которые злоумышленники могут получить доступ к вашей базе;
- Ограничивать доступ. Дайте доступ к данным только тем сотрудникам, кому это действительно необходимо для работы;
- Проверять партнеров. Убедитесь, что третьи стороны, которым вы передаете данные, также соблюдают требования безопасности;
- Делать резервное копирование. Регулярно создавайте резервные копии данных для предотвращения их полной потери.
Что делать, если утечка все-таки произошла
- Немедленно выявить причину. Проанализируйте, как произошла утечка, чтобы «залатать» уязвимость;
- Уведомить пострадавших. Оповестите клиентов или сотрудников, чьи данные могли быть скомпрометированы;
- Сообщить в регулирующие органы. В некоторых странах это обязательное требование;
- Минимизировать ущерб. Заблокируйте несанкционированный доступ, удалите вредоносные программы, усильте защиту;
- Улучшить систему безопасности. Проведите аудит и внедрите дополнительные меры защиты;
- Работать над репутацией. Предоставьте поддержку клиентам, чтобы восстановить доверие.
Утечка персональных данных — это не только технологическая, но и управленческая проблема. Проводите профилактику и отточите алгоритм действий в случае утечки, чтобы ваша компания смогла оперативно минимизировать ущерб, сохранить репутацию и защитить своих клиентов.
Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.