Особые экономические зоны: что важно знать потенциальным резидентам?
Ведение бизнеса сегодня - непростая задача. Компании сталкиваются со сложными административными процессами, инфраструктурными ограничениями и логистическими проблемами. Оптимизация налоговой нагрузки и решение прочих вопросов возможно при ведении деятельности в качестве участника особой экономической зоны (ОЭЗ).
В статье рассматриваем принципы функционирования ОЭЗ, условия получения резидентства, возможные льготы и преференции для участников.
Сущность и значение ОЭЗ
Особая экономическая зона (ОЭЗ) это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства. Обычно он выражается в льготных налоговых или таможенных условиях для национальных или иностранных предпринимателей.
Основная цель создания - решение задач социально-экономического развития государства, отдельных регионов или отраслей. Таким образом, ОЭЗ - один из крупнейших проектов по привлечению прямых инвестиций в ключевые сектора экономики. В России создание и деятельность ОЭЗ регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года №116-ФЗ.
Задачи особой экономической зоны включают:
1. Привлечение инвестиций: создание благоприятной среды для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов за счёт предоставления налоговых льгот, упрощённых административных процедур и других преференций.
2. Развитие инфраструктуры: строительство и развитие необходимой производственной, транспортной и социальной инфраструктуры для поддержки деятельности резидентов ОЭЗ.
3. Стимулирование инноваций: поддержка высокотехнологичных проектов, внедрение новых технологий и методов производства, а также создание условий для проведения научных исследований и разработок.
4. Создание рабочих мест: увеличение занятости населения через создание новых предприятий и производств в рамках ОЭЗ.
5. Поддержку малого и среднего предпринимательства: создание условий для роста малых и средних предприятий, предоставление им доступа к новым рынкам и технологиям.
Все эти задачи направлены на достижение устойчивого экономического роста и повышения благосостояния страны и её граждан. Напомним, сегодня в России действуют 53 ОЭЗ, среди которых: 34 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые. За 19 лет их существования было зарегистрировано 1208 резидентов, включая свыше 109 компаний с иностранным капиталом из 33 государств. Было создано более 83 тыс. рабочих мест (заявлено о планах создать еще 155 тыс.). Сумма выплаченных налогов, таможенных сборов и страховых взносов составила около 465 млрд рублей.
Льготы и преференции для участников ОЭЗ
ОЭЗ предоставляют резидентам множество конкурентных преимуществ для выполнения проектов, включая локализацию производства в России и выход на евразийский рынок. Среди них:
● упрощённые административные процедуры;
● налоговые льготы и таможенные послабления;
● уменьшенные ставки аренды и выкупа земельных участков;
● помощь в запуске инвестиционных проектов на начальной стадии и последующее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.
Льготы и преференции для участников ОЭЗ представлены на рисунке ниже.
Как правило, кроме стандартного комплекса льгот, каждая ОЭЗ предоставляет своим резидентам дополнительные меры поддержки. Например, помощь в маркетинге, участие в акселерационных программах и проч.
В качестве примера рассмотрим ОЭЗ «Технополис «Москва»». Преференции участников включают:
● Импортную пошлину (НДС на ввоз товаров) - 0%
● Налог на прибыль: от 2%. Отчисления в региональный бюджет: 0% до 2028, 5% до 2032, и далее 12,5%. Отчисления в федеральный бюджет: 2%.
● Льготную ставку арендной платы за землю: до 2% от кадастровой стоимости земельного участка (используются понижающие коэффициенты, которые установлены Приказом Минэкономразвития РФ №190 от 14.07.2006).
● Освобождение от уплаты имущественного, транспортного и земельного налогов.
● Возможность выкупа арендуемых земельных участков без проведения торгов.
● Цену продажи арендных участков собственникам объектов недвижимости, созданных на них, в размере 1% от кадастровой стоимости.
● Доступ к инфраструктуре, включая офисные помещения, склады, лаборатории и производственные мощности.
● Поддержку в привлечении финансирования и получении государственных субсидий.
● Возможность участия в программах развития малого и среднего бизнеса.
Типы ОЭЗ и требования к юридическому статусу
Типы особых экономических зон различаются в зависимости от их основной специализации и целей функционирования. В России выделяют 4 основных типа ОЭЗ. Краткая характеристика - на рисунке ниже.
Рассмотрим особенности каждого типа ОЭЗ подробнее.
1. Промышленно-производственные ОЭЗ (ОЭЗ ППТ)
Особые экономические зоны промышленно-производственного типа предназначены для производства и обработки продукции с последующей реализацией на земельных участках общей площадью не более 60 кв. км. Здесь запрещено размещать объекты жилой недвижимости.
В ОЭЗ ППТ разрешена технико-внедренческая деятельность, определённая договором о технико-внедренческой деятельности, которая соответствует требованиям к инвестиционным проектам, осуществляемым резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.
Этот тип ОЭЗ ориентирован на привлечение промышленных предприятий, занимающихся производством различных видов продукции. Резиденты получают возможность использовать современную инфраструктуру, доступ к сырью и рынкам сбыта, а также пользуются налоговыми и таможенными льготами. Примеры таких ОЭЗ: производственные кластеры, ориентированные на машиностроение, химическую промышленность, металлургию и другие отрасли.
ОЭЗ ППТ расположены в экономически развитых регионах с преобладанием промышленных предприятий, развитой транспортной инфраструктурой, богатыми природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой.
Участником ОЭЗ ППТ может стать индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. На территории ОЭЗ могут вести предпринимательскую деятельность инвесторы, не являющиеся её участниками. Если хозяйствующий субъект теряет статус участника, он может продолжать свою деятельность в ОЭЗ на общих основаниях.
Для заключения соглашения об осуществлении деятельности в промышленно-производственной зоне необходимо инвестировать не менее 120 млн рублей в течение трёх лет.
Резиденты ОЭЗ ППТ создали в общей сложности более 40 тыс. рабочих мест, инвестировали 1,2 трлн рублей, получили выручку около 1,7 трлн рублей и уплатили 197,2 млрд рублей налогов, таможенных платежей и взносов во внебюджетные государственные фонды. Перечень ОЭЗ ППТ по ссылке.
2. Технико-внедренческие ОЭЗ (ОЭЗ ТВТ)
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа создаются для стимулирования инноваций и внедрения научно-технических разработок в производство. Они располагаются на земельных участках площадью не более 6 кв.км. и позволяют использовать преимущества свободной экономической зоны без размещения жилых объектов.
Основная цель — стимулировать научно-исследовательскую деятельность и внедрение инноваций. Здесь создаются условия для развития высоких технологий, информационных систем, биотехнологий и других наукоёмких направлений. Компании-резиденты часто занимаются разработкой и внедрением новых продуктов, получая поддержку со стороны государства.
В ОЭЗ ТВТ разрешена промышленно-производственная деятельность, соответствующая требованиям к инвестиционным проектам для резидентов промышленно-производственных особых экономических зон.
ОЭЗ ТВТ находятся в крупных научно-образовательных центрах с развитыми научными традициями и исследовательскими школами. Резидентами могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий. Другие инвесторы также могут вести бизнес на территории ОЭЗ, а утратившие статус резидента компании могут продолжать свою деятельность на общих основаниях.
Минимальный объём инвестиций для реализации технико-внедренческих проектов не установлен.
В ОЭЗ ТВТ насчитывается 545 компаний-резидентов. Благодаря их деятельности было создано более 38 тыс. рабочих мест, привлечено более 593,4 млрд рублей инвестиций, а выручка составила 1,3 трлн рублей. Резидентами ОЭЗ ТВТ было уплачено 264,3 млрд рублей налогов, таможенных платежей и взносов во внебюджетные государственные фонды. Список всех ОЭЗ ТВТ по ссылке.
3. Портовые ОЭЗ (ПОЭЗ)
Портовые особые экономические зоны предназначены для создания площадок для судостроения и судоремонта, логистических услуг и новых маршрутов вблизи основных транспортных путей. Они могут быть расположены на участках территории площадью не более 50 кв.км., где действует режим свободной таможенной зоны. Размещать объекты жилищного фонда запрещено.
ПОЭЗ создаются вблизи морских и речных портов, аэропортов или крупных транспортных узлов. Они предоставляют возможности для обработки грузов, хранения товаров и осуществления внешнеэкономической деятельности на выгодных условиях.
В ПОЭЗ разрешено осуществлять портовую деятельность и строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры морских, речных портов и аэропортов согласно соглашению об осуществлении деятельности. Резидентами ПОЭЗ могут быть только коммерческие организации (кроме унитарных предприятий).
Здесь запрещается вести предпринимательскую деятельность инвесторам, не являющимся резидентами (за исключением строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры ПОЭЗ и объектов инфраструктуры, созданных на земельных участках, предоставленных органом управления ПОЭЗ резидентам, или заключивших договоры с резидентами ПОЭЗ на выполнение работ и оказание услуг, требующих специальных разрешений). Хозяйствующие субъекты, потерявшие статус резидента, не могут вести деятельность на территории ПОЭЗ.
Минимальный объём инвестиций, заявленных для реализации инвестиционного проекта потенциальным резидентом ПОЭЗ, должен составлять:
● не менее 400 млн рублей при строительстве объектов инфраструктуры морского, речного порта или аэропорта;
● не менее 120 млн рублей при реконструкции объектов инфраструктуры морского, речного порта или аэропорта.
В ПОЭЗ насчитывается 57 компаний-резидентов. Благодаря их деятельности было создано более 1433 рабочих мест, привлечено 22,2 млрд рублей инвестиций, а выручка составила более 23 млрд рублей. Резидентами ПОЭЗ было уплачено 2,6 млрд рублей налогов, таможенных платежей и взносов во внебюджетные государственные фонды. Перечень всех ПОЭЗ по ссылке.
4. Туристско-рекреационные ОЭЗ (ОЭЗ ТРТ)
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа предназначена для развития и предоставления услуг в сфере туризма на определённой территории. Здесь не применяется процедура свободной таможенной зоны, но допускается размещение объектов жилой недвижимости.
ОЭЗ ТРТ привлекают инвестиции в строительство гостиниц, курортов, развлекательных комплексов и другой инфраструктуры, связанной с туризмом. Государство предоставляет резидентам налоговые и административные льготы, чтобы поддерживать внутренний и въездной туризм.
Здесь разрешается заниматься исключительно туристско-рекреационной деятельностью, включая строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристической индустрии, санаториев, курортов медицинского восстановления и отдыха граждан, а также разработку месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов.
Общая площадь ОЭЗ ТРТ составляет не более 60 кв.км.
ОЭЗ ТРТ располагаются в наиболее привлекательных и популярных среди туристов регионах России. Резидентами могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий.
На территории ОЭЗ также могут осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, не являющиеся резидентами ОЭЗ. Если хозяйствующий субъект теряет статус резидента, ему разрешается продолжить свою деятельность в ОЭЗ на общих основаниях.
Минимальный объём инвестиций для реализации инвестиционных проектов, связанных с туристско-рекреационной деятельностью, не установлен.
В ОЭЗ ТРТ числится 122 компании-резидента. Благодаря их деятельности было создано 1697 рабочих мест, привлечено 45,7 млрд рублей инвестиций, а выручка составила 5,9 млрд рублей. Резидентами ОЭЗ ТРТ было уплачено 0,8 млрд рублей налогов, таможенных платежей и взносов во внебюджетные государственные фонды. Перечень всех ОЭЗ ТРТ по ссылке.
Требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 года № 156 устанавливает новые требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон. Они должны быть документально подтверждены и обеспечены финансированием, включая собственные средства, кредиты, средства учредителей и соинвесторов. Инфраструктура, сырьё, оборудование и каналы сбыта продукции также должны быть обеспечены.
Минимальные объёмы инвестиций составляют:
● не менее 400 млн рублей при строительстве объектов инфраструктуры морских и речных портов или аэропортов в портовых ОЭЗ;
● не менее 120 млн рублей при осуществлении промышленно-производственной деятельности, логистики или реконструкции портов и аэропортов (есть исключения);
● не менее 50 млн рублей при реализации проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной политики по развитию инвестиционной деятельности и привлечению внебюджетных средств;
● 1/3 от вышеуказанных значений при реализации проектов на готовых производственных площадках без необходимости предоставления земли и строительства.
Важно: минимальный объём инвестиций не устанавливается при реализации технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых проектов.
В течение первых трёх лет проекта необходимо осуществить не менее 2/3 общего объёма инвестиций, а дисконтированный срок окупаемости должен составлять менее 15 лет (требования не применяются при объёме инвестиций свыше 5 млрд рублей).
Как стать резидентом ОЭЗ?
У каждой особой экономической зоны могут быть свои условия для получения статуса участника. Мы рекомендуем подробно изучить информацию на официальном сайте интересующей ОЭЗ. Однако, общие принципы получения резидентства схожи и включают следующие шаги:
1. Изучение особенностей, приоритетных направлений деятельности и требований к участникам по интересующей ОЭЗ, выбор участка земли или подходящего объекта аренды.
2. Регистрация на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ.
3. Подготовка необходимых документов.
4. Подача документов на рассмотрение (обычно, предварительную заявку потенциальный резидент должен оставить на сайте ОЭЗ, а после – предоставить полный пакет документов в ответственный региональный орган).
5. Заключение соглашения об осуществлении деятельности (в случае одобрения заявки).
6. Получение свидетельства, удостоверяющего регистрацию в качестве резидента ОЭЗ.
7. Выполнение обязательных требований (например, по капитальным вложениям, аренде земли и проч.).
8. Старт реализации проекта.
Отметим, что в августе 2023 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 04.08.2023 № 448-ФЗ, которым были внесены изменения в регулирование ОЭЗ в стране. Что важно для потенциальных резидентов: теперь вместо бизнес-плана нужно предоставлять паспорт инвестиционного проекта и его финансовую модель по форме, установленной Правительством РФ.
Среди документов, которые также нужно будет предоставить:
● заявка, содержащая сведения о предполагаемом виде деятельности заявителя;
● копии учредительных документов;
● копия документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
● копия о постановке на учёт в налоговом органе;
● справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и проч.
В качестве примера можно рассмотреть процесс получения резидентства ОЭЗ «Технополис «Москва»». Процедура описана на официальном сайте и включает всего 3 шага:
- Проверку соответствия компании требованиям и выбор подходящей площадки.
- Подготовку пакета документов и предоставление заявки в ДИиПП.
- Заключение договора аренды, формирование и запуск производства.
Важно: компании-резиденты ОЭЗ могут осуществлять свою деятельность исключительно на территории особой экономической зоны. Стоит также учитывать, что если резидент не выполняет свои обязательства (например, по инвестициям) – ОЭЗ расторгает соглашение с ним, а сам резидент должен будет уплатить штраф, сумма которого определена в соглашении на присвоение статуса участника.
Добавим, что ОЭЗ создаются сроком на 49 лет, но Правительство может их преждевременно закрывать (например, из-за неэффективности). Так, в 2016 году постановление Правительства РФ №978 привело к закрытию 8 особых экономических зон, которые функционировали неэффективно. Они располагались в Ставропольском, Хабаровском, Приморском и Краснодарском краях, Мурманской области, республиках Алтай, Адыгея и Северная Осетия — Алания.
Следите за изменениями в законодательстве относительно ОЭЗ, в том числе - на региональном уровне!
Спасибо, что прочитали эту статью! Есть вопросы? Пишите в комментариях, мы будем рады ответить.
А если вам интересны темы развития бизнеса, и вы хотите узнать больше - подписывайтесь на нас в Telegram. Мы подробно разбираем актуальные возможности поддержи и делимся полезными советами по работе с ними.
Автор статьи: Анастасия Сафронова (руководитель отдела грантового финансирования компании DocSourcing).