Что необходимо знать о процедуре комплаенса в зарубежном банке при открытии бизнес-счета

При регистрации счета как российские, так и зарубежные банки требуют от клиентов соответствия определенным критериям. Это связано как с безопасностью и репутацией самого банка, так и с требованиями законодательства — международного и местного. Чтобы убедиться в соответствии необходимым критериям, проводится специальная внутренняя процедура — compliance-проверка.

Что необходимо знать о процедуре комплаенса в зарубежном банке при открытии бизнес-счета

Всем привет! На связи команда Easy Payments.

В статье рассказываем, что представляет собой комплаенс-контроль в банке, что именно проверяется во время проведения этой процедуры и как подготовиться к ее прохождению.

Что такое compliance простыми словами

Compliance в банке — это название как специального отдела, осуществляющего проверки, так и самой процедуры. Суть проверки заключается в том, чтобы оценить благонадежность потенциального или уже имеющегося клиента.

Отдел комплаенса в банке обеспечивает соблюдение законов, взвешивает риски сотрудничества с потенциальным клиентом, проверяет подозрительную активность. Частью комплаенс-контроля в банке являются KYC и AML: «знай своего клиента» и противодействие отмыванию средств. Задача проверки — выявление лиц, которые участвуют в нелегальной деятельности. Это защищает организацию от снижения репутации и проблем с контролирующими органами.

Особенности комплаенс-процедуры зависят от страны и самого банка. Единого международного стандарта не существует: требования определяются финансовой организацией. В некоторых случаях пройти процедуру относительно легко, в других вероятность столкнуться с отказом более высока. Как правило, причины отказа не объясняются. Бизнес с высокой репутацией является предметом проверок реже, чем высокорисковые компании.

Что необходимо знать о процедуре комплаенса в зарубежном банке при открытии бизнес-счета

Что проверяется в рамках комплаенса?

Комплаенс-проверка в банке состоит из нескольких ключевых компонентов: верификация личности (KYC), AML, отслеживание текущих операций. При работе с юридическими лицами специалисты по оценке compliance-рисков обращают внимание на несколько ключевых параметров:

  • Уровень риска. High-риск бизнес (азартные игры, фармацевтика, косметика и т. д.) оценивается по внутренним критериям банка.
  • Наличие подозрительных операций. Таковыми могут считаться переводы больших сумм, международные транзакции и т. д.
  • Наличие запретов на деятельность юридического лица. Запрет может быть связан как с конкретной компанией, так и со сферой деятельности в целом.
  • Ограничение доступа компании к платежным системам и другим подобным сервисам.
  • Связь с физическими и юридическими лицами, подпадающими под действие санкций.
  • Наличие штрафов и санкций, наложенных на юридическое лицо.

Оценка некоторых комплаенс-рисков проводится автоматически: например, отслеживание санкционных списков. Другие проверки выполняются комплаенс-специалистами вручную: оценка деятельности юрлица, определение происхождения денег и т. д. Как правило, ручные проверки осуществляются при создании банковского счета за границей и в случае обнаружения подозрительной активности автоматическими системами.

Как происходит комплаенс?

Процедура проверки документов в банке определяется каждой организацией самостоятельно. Так, например, некоторые банки требуют обязательного прохождения собеседования, в то время как другие запрашивают интервью только в отдельных случаях. Кроме того, этапы прохождения процедуры будут отличаться для клиентов, только собирающихся открыть счет, и для тех, кто уже сотрудничает с банком.

В большинстве случаев с точки зрения клиента проверка при создании счета выглядит следующим образом:

  1. Подача документов. При подготовке к открытию счета за рубежом требуется заранее ознакомиться с правилами выбранного банка. Каждая организация самостоятельно определяет, какой пакет документов требуется для регистрации частных и корпоративных счетов. Большинство банков запрашивает удостоверение личности, подтверждение места жительства, информацию о происхождении денег, подтверждение выполнения налоговых обязательств.

    От юридического лица потребуются уставные документы, свидетельство о регистрации компании, сведения об активах и составе компании, информация о деятельности. Также банки требуют сообщить цель открытия счета и планируемую активность (объемы транзакций, валюты и т. д.).
  2. Прохождение дополнительных процедур (опционально). Так, банк может потребовать дополнительные документы для подтверждения какой-либо информации. Если внутренние правила предполагают прохождение собеседования (лично или по видеосвязи), будет назначена дата интервью. Эта процедура может быть актуальна как для всех клиентов, так и только для определенных типов — юридические лица, владельцы крупных сумм и т. д.
  3. Получение результатов. Срок завершения проверки зависит от банка. Как правило, клиент получает только одобрение или отказ: подробная информация о причинах принятого решения не разглашается из соображений безопасности.
Что необходимо знать о процедуре комплаенса в зарубежном банке при открытии бизнес-счета

Что может привести к отказу?

Отказ в регистрации банковского счета за границей может быть обусловлен рядом причин:

  • Ошибки при подаче документов: неполная или неактуальная информация, невозможность подтвердить подлинность;
  • Несоблюдение правил финансовой организации;
  • Связь с подозрительными или подсанкционными контрагентами;
  • Совпадение с санкционными списками, базами террористов и т. д.

Кроме того, организация может отказать в регистрации счета, если комплаенс-специалисты считают сотрудничество слишком рискованным для работы и репутации банка. В некоторых случаях потенциальный клиент может попытаться пройти комплаенс еще раз, предоставив полный пакет документов или доказательство исправления проблем, ставших причиной отказа. В других случаях отказ считается окончательным.

Когда комплаенс приводит к блокировке счета?

Проверка счетов в банке может выполняться в любой момент без предупреждения. По результатам такой проверки счет может быть заморожен. Банк не обязан разглашать причины блокировки.

Поводом для временной или окончательной заморозки счета может быть:

  • Подозрительная активность. Как правило, счет замораживается временно на срок осуществления внутренней проверки. Если подозрения в мошенничестве или незаконной деятельности оказываются неоправданными, блокировка снимается.
  • Решение суда или налоговой службы.
  • Нарушение условий работы с банком (в том числе невыплата кредита).
  • Изменение профиля клиента: попадание в санкционные списки, смена деятельности юридического лица и т. д.
Что необходимо знать о процедуре комплаенса в зарубежном банке при открытии бизнес-счета

Как пройти комплаенс-контроль?

Чтобы успешно пройти KYC, AML и другие проверки в иностранном банке, важно:

  • Предоставлять полные сведения, запрашиваемые банком;
  • Подавать актуальные документы, следуя требованиям организации;
  • Заранее ознакомиться с политикой банка: узнать, что включает AML-проверка, как пройти верификацию, требуется ли проходить собеседование;
  • Обратиться к услугам специалистов. Существует ряд сервисов, которые готовы помочь российским юрлицам и частным пользователям создать счет и получить карту зарубежного банка: как обычного, так и онлайн (например, Payoneer или Wise).

Процедура комплаенса в иностранном банке

Открыть банковский счет за границей непросто: банки выставляют к потенциальным клиентам ряд требований, а наличие «подводных камней» может быть неочевидно на первый взгляд. Процесс усложняется из-за отсутствия общего стандарта: банки самостоятельно определяют углубленность проверок и критерии одобрения.

Помочь с прохождением в зарубежном банке комплаенса могут специализированные сервисы, такие как Easy Payments. Эксперты позволят подготовить пакет документов таким образом, чтобы снизить риск отказа со стороны финансовой организации и успешно пройти проверку.

Расскажите про ваш опыт прохождения процедуры комплаенса при открытии зарубежного бизнес-счета в комментариях.

Спасибо, что прочитали нашу статью. Команда Easy Payments напоминает, что мы всегда готовы помочь вам:

— открыть компанию за рубежом,

— зарегистрировать бизнес-счет в онлайн-банке,

— получить аккаунт в международных платежных системах Stripe и PayPal,

— оформить именную дебетовую карту в банках СНГ.

Если наша статья оказалась для вас полезной…

Пожалуйста, порадуйте нас своим лайком и подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить следующую статью.

Подписывайтесь на наш Telegram! Вы найдете там еще больше новостей о выходе на зарубежный рынок.

88
Начать дискуссию