Риски для макропрогноза России в среднесрочной перспективе

Риски для макропрогноза России в среднесрочной перспективе

Экономическая стабильность и развитие экономики России в значительной степени обеспечивается благодаря качеству среднесрочного прогноза в рамках реализации Федерального бюджета и умению Правительства России выстроить конструктивный диалог с инвесторами, с учётом сопряженности ряда рисков. Однако политика управления рисками Минфином РФ с целью смягчения негативного воздействия в долгосрочной перспективе сталкивается систематически с новыми вызовами.

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в своём исследование данных по макроанализу, достаточно «сдержанно» обобщает результаты. Уровень риска развития стагфляции, формируемый в условиях жесткой денежно-кредитной политики, принимает максимально неприемлемый уровень, как непосредственно для бизнеса и населения, так и для федерального центра. ОФЗ 29025 флоатер с погашением в 2037 году, ОФЗ 26245 бонд с постоянным купоном и погашением в 2025 году не были размещены ввиду отсутствия спроса инвесторов. Это явный сигнал того, что мегарегулятору, во взаимодействии с Правительством РФ, как минимум, нужно искать точки соприкосновения для полемики о закрытии кассовых разрывов в «операционке» и будущих расходах бюджетов всех уровней.

Кроме этого, проблемы с диверсификацией экономики, зависимость от сырьевого сектора и неэффективность некоторых отраслей могут ограничивать возможности для устойчивого роста и экономики, и бюджета. Диверсификация экономики находится в сопряжении с реализацией инвестиционных проектов. В то же время, чтобы обеспечить минимальную прибыль, компаниям требуется уже сейчас, по состоянию на декабрь 2024, закладывать суммарную чистую прибыль в размере не менее 130% от вложенных на старте средств. Это при наличии в компаниях собственного самого дорогого капитала.

Что касается заёмного капитала, то дискуссия о необходимости формирования эффективной экономики на базе высокого «ключа» в контексте реализации инвестиционных проектов становится, как минимум, сомнительной. И вот почему:

В России существенный объем долгов в иностранной валюте с низкой процентной ставкой, который покрывается поступлениями в иностранной валюте или привязкой поступлений к ценовым бенчмаркам в иностранной валюте. Ступенчатое замещение заёмного капитала в иностранной валюте на рублёвые облигации, как неизбежный процесс (в силу отсутствия необходимого объёма ликвидности в иностранной валюте), принесёт существенный рост стоимости этого капитала для многих компаний в России.

• Значительный рост «квази-процентных» ставок.

• Отсутствие возможности влиять на основные факторы формирования инфляции (логистика, трансфертные платежи, трудовой капитал и т.д.) через ключевую ставку ЦБ РФ.

Учитывая эти риски, важно, чтобы российские власти и бизнес были готовы к новым вызовам и вырабатывали стратегии адаптации, обеспечивающие устойчивый экономический рост и социальную стабильность. Разработка долгосрочных стратегий, направленных на диверсификацию экономики, улучшение бизнес-климата и повышение уровня жизни населения, может быть ключом к минимизации негативных последствий, прежде всего за счёт снижения социальных обязательств бизнеса и бюджетов с целью создания благоприятных условий для реинвестирования капитала в условиях инфляционного таргетирования. Планомерный переход от институтов «всем по возможности» к институтам «по заслугам». Ускорение внедрения ЦФА, в том числе цифрового рубля, а также развитие инфраструктуры децентрализованных финансовых систем. Это огромная работа, которую предстоит выполнить нам всем дружно.

5
Начать дискуссию