ИП или самозанятость?
Проблема выбора перед многими встала еще в 2019 году, когда стартовал эксперимент с налогом на профессиональный доход: «Самозанятые платят меньше всех, только 4% или 6%, да и оформиться можно за пару кликов…» Может, ИП – это прошлый век? Разбираемся с экспертами МТС Банка.
Ключевое отличие: самозанятые не могут продавать вещи, которые произведены другими людьми. Клубника со своего огорода – да, заграничные бананы – нет. Таким образом, вся торговля изначально отдается на откуп ИП. Поэтому сравниваем, что выгоднее для дизайнеров, кондитеров, фотографов, мастеров-отделочников и т.д.
Ответив всего на 7 вопросов, вы без труда сможете сделать выбор:
1. Вас пугает квест «собери пакет документов»?
- Чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, нужно лично сходить в налоговую по месту прописки или временной регистрации. Можно сделать это и дистанционно, но тогда потребуется обзавестись электронной цифровой подписью. До подачи документов необходимо выбрать коды деятельности (привет, ОКВЭД!) и налоговый режим: общий, УСН (так называемую, «упрощенку») или другой вариант. Затем – заполнить заявление, оплатить госпошлину… и подождать до 3 рабочих дней.
- У самозанятых все проще. Надо скачать приложение «Мой налог» или просто перейти в специальный раздел в мобильном приложении банка. Несколько кликов и уже можно работать.
2. Признайтесь честно: ненавидите бухгалтерию?
- Самозанятые не подают налоговую декларацию, для них апрель – самый обычный месяц. Сумма налога рассчитывается в мобильном приложении автоматически.
- ИП должны вести налоговый учет и сдавать отчетность: на «упрощенке» всего одну декларацию, а, например, на общем режиме налогообложения – отчеты по НДФЛ и НДС.
3. Готовы следить за изменениями в законодательстве?
- Для самозанятых вряд ли что-то существенно изменится в ближайшие годы.
- ИП нужно постоянно мониторить, вдруг поменяется размер взносов или появится какая-то новая отчетность.
4. Беспокоит трудовой стаж?
- Самозанятые не платят взносы в Пенсионный фонд, соответственно, и стаж им не «капает». Можно перечислять взносы добровольно, но о-очень трудно себя заставить.
- ИП делает взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и сотрудников.
5. Потянете дополнительные расходы?
- ИП нужно купить онлайн-кассу. Это удобная и многофункциональная вещь, ее даже можно взять в аренду, но все равно ведь затраты. Еще при наличии объекта налогообложения приходится платить множество налогов: земельный, транспортный, водный и другие.
- Самозанятые пользуются бесплатным приложением для выдачи электронных чеков, и больше им ничего не нужно.
6. Вы – волк-одиночка или хотите собрать свою стаю? Перефразируем: работать один будете?
- Индивидуальный предприниматель в любое время может нанять себе помощников (до 100 человек). Например, чтобы поставить в сувенирной лавке продавца и сосредоточиться исключительно на творчестве.
- Самозанятые не могут нанимать сотрудников. Все приходится делать самим.
7. И, главное, сколько вы планируете зарабатывать?
- Доход самозанятого в год не может превышать 2,4 млн рублей. В месяц это в среднем – 200 тысяч. Неплохая сумма для частника, репетитора или копирайтера. Но маловато, если у вас свой магазин, а может и не один, нужно платить за аренду и коммунальные расходы.
- У индивидуального предпринимателя «потолок» повыше: на патенте – до 60 млн рублей в год, на «упрощенке» – до 150 млн в год.
Делаем выводы:
– самозанятость – хороший вариант для новичков, этот налоговый режим не потребует от них много усилий или вложений, зато позволит осмотреться на рынке, попробовать свои силы, понять, получается ли зарабатывать.
– ИП для тех, кто делает в бизнесе уже осознанные шаги, готов интенсивно наращивать обороты, нанимать помощников, от собственноручного производства продукта или оказания услуг переходить в категорию руководителя команды профессионалов.
Поделитесь в комментариях, какой вариант вам ближе?