Налогообложение ИТ-компаний: программисты теперь тоже платят налоги.

Всем привет!

Сегодня расскажу вам о налогообложении ИТ-компаний. Если сама по себе разработка программного обеспечения (ПО) не является массовым видом деятельности, то расходы на приобретение лицензий ПО — рутинная операций практически для каждого бизнеса. И здесь есть интересные изменения…

В Налоговом Кодексе предусмотрен ряд льгот для ИТ-компаний:

  • пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 5% в федеральный бюджет, в бюджет субъекта налог не платится (до 2025 деятельность ИТ-компаний облагалась по ставке 0%). Для этого нужно быть включенным в реестр аккредитованных организаций, который ведет Минцифры, а доля доходов от ИТ деятельности не должна быть менее 70%.
  • реализация не облагается НДС. Для применения льготы необходимо, чтобы ПО было включено в единый реестр российских программ (также ведет Минцифры). При этом сама организация, реализующая это ПО, может и не быть аккредитованной ИТ-компанией.
  • пониженный тариф страховых взносов — 7,6%. Условия применения аналогичны налогу на прибыль. Также работает для организаций на УСН.

Что же изменилось с 1 января 2025 года?

Применение коэффициента 2.

Можно учитывать в двойном размере расходы на приобретение лицензий российского ПО, включенного в единый реестр. Ранее было ограничение только для ПО в сфере искусственного интеллекта. Однако, по этому поводу Минфин выпустил разъяснение, согласно которому правило применения коэффициента 2 возможно только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2025 года. К расходам на адаптацию и модификацию ПО коэффициент 2 применять нельзя.

Перенос убыток на будущее.

Многие ИТ-компании в связи с введением для них ставки по налогу на прибыль в размере 5% задавались вопросом о возможности учета ранее полученного убытка в период применения ставки 0%, так как с 2025 года Налоговым кодексом такая возможность прямо запрещена. И тут есть хорошие новости. Минфин это подтвердил. Запрет учета убытка, полученного в период применения ставки 0%, будет распространяться только на убыток, заявленный с 2025 года.

И вроде бы в целом все выглядит неплохо и не должно сильно сказаться на налогообложении ИТ-компаний. Но, как и всегда, есть некоторые нюансы. Правительство опубликовало проект поправок, которые значительно ужесточат требования для сохранения ПО в едином российском реестре. Не буду вдаваться в специфику поправок и лишь отмечу наиболее глобальные изменения:

  • ПО должно быть совместимо с двумя российскими операционными системами (ОС) разных владельцев, отвечающим дополнительным требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ о государственных закупках ПО. Среди них — поддержка сертификатов безопасности, отсутствие уязвимостей и другие. Для ПО в составе ПАК достаточно одной ОС.
  • правообладатели программ должны будут ежегодно предоставлять (актуализировать) сведения о размере выручки за реализацию ПО, информацию о стоимости ПО, документацию о функциональных характеристиках ПО.

Требования для офисного ПО и средств виртуализации начнут действовать с 1 июня 2025. Требования к другому ПО будут вступать в силу поэтапно, в период с 1 января 2026 по 1 января 2027.

Как это может повлиять на текущую ситуацию?

По оценкам некоторых экспертов сейчас в реестре российского ПО содержится около 8 тысяч правообладателей и примерно 23 тысячи программ, из которых более половины не соответствует новым требованиям. Да, время на доработку и модернизацию еще есть и, как мне кажется, бизнес способен справиться с этой задачей. Тем более когда речь идет о российских программистах, которые одни из лучших в мире и смогут быстро адаптироваться к новым условиям.

Буду рад вашим реакциям, репостам и подписке на мои блоги в Дзен и VC.

Также много интересного вы можете найти в моем телеграмм-канале "Дело за Малым!"

Начать дискуссию