Почему закрываются стартапы

Журналисты пишут, что 95% стартапов закрываются, но не пишут, почему.

В подавляющем большинстве случаев это связано с финансами.

Финансовый учет — одна из семи основных обязанностей владельца. (https://t.me/tocontrol/40) По моим наблюдениям именно финансовому учету практически не уделяют времени многие предприниматели. А это и может привести к краху.

Любое предприятие начинается с финансовой модели. Именно она показывает успех будущего предприятия, и с ней важно сверяться в ходе работы, чтобы понять, насколько планирование было точным и как его скорректировать.

Каждому собственнику, как само собой разумеющееся, важно вести как минимум три отчета финансового учета:

ДДС (cash flow)

Этот отчет показывает, сколько денег было на начало периода, сколько в конце, сколько денег пришло, сколько ушло. Важной метрикой тут является, чтобы у вас был положительный денежный поток.

Отчет о прибыли и убытках (PNL)

Он показывает ваш бизнес как слоеный пирог:

⁃ маржинальную прибыль (не фигнёй ли мы занимаемся)

⁃ валовую прибыль (не съедает ли производство всю нашу маржу)

⁃ операционную прибыль (показывает эффективность бизнеса в целом)

⁃ чистую прибыль (только часть которой вы можете забирать в качестве дивидендов).

Баланс

Показывает сколько мы кому должны (контрагентам, сотрудникам, государству); сколько нам должны (дебиторская задолженность, сколько денег у нас вбухано в склад).

Эти три отчета служат фундаментом вашего финансового учета и помогают принимать управленческие решения.

Финансовый учет и бухгалтерский учет совершенно разные вещи. Они не имеют ничего общего друг с другом.

Финансовые отчеты собирает не бухгалтер, а финменеджер. По итогу месяца они должны быть готовы не позднее, чем к пятому числу месяца следующего. И это базовые отчеты. Они как фундамент дома вашего управленческого учета.

Но дом состоит также из стен, дверей, окон, крыши, поэтому есть ещё и другие отчеты, которые показывают более детальную картинку и позволяют эффективнее планировать.

Например, это отчеты о маржинальности проектов. По каждому из товарных категорий следует знать оборачиваемость. Важно иметь платежный календарь на будущее и так далее.

Если вы не ведете финансовый учет на ежемесячной основе, не подводите итоги, не принимаете управленческих решений на основе этих цифр, то вы как водитель, который едет ночью без фар.

Наверняка сами знаете, что ехать можно, но очень медленно и недолго.

О том, с помощью каких инструментов систематизировать бизнес, пишу в своей телеграм-канале.

1
3 комментария