Центробанк потребует от банков внедрить систему быстрых жалоб на мошенников
Центробанк введёт обязательное требование для банков создать возможность онлайн-сообщений о мошенничестве. Об этом заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на форуме «Кибербезопасность в финансах». По её словам, банки также смогут отвечать на запросы от МВД о мошеннических операциях через свои приложения.
Нововведение затронет в первую очередь крупные и системно значимые банки, которые обрабатывают основную часть платежей, а также кредитные организации, играющие важную роль на рынке платежных услуг.
«Что в силах банковской системы? Это максимально, например, упростить подачу заявлений в банк о мошенничестве, сейчас это не такая простая процедура. И для этого мы планируем обязать банки с октября внедрить в свои приложения так называемую «спецкнопку», чтобы пострадавшим не приходилось идти в отделение банка и они могли прямо в приложении подать заявление о мошеннической операции и там же в режиме онлайн получить нужную справку для обращения в полицию. И наоборот — в том же мобильном приложении человек сможет ответить на запрос банка, является ли операция мошеннической, если такой запрос поступил в Банк России из МВД», — рассказала глава ЦБ.
Согласно данным ЦБ, в 2024 году мошенники похитили у россиян рекордные 27,5 млрд рублей. Большая часть этой суммы — 26,9 млрд рублей — была украдена со счетов физических лиц, тогда как у юридических лиц потери составили всего 1,2 млрд рублей. По сравнению с 2023 годом, когда было похищено 15,8 млрд рублей, сумма ущерба выросла на 74,4%. При этом количество мошеннических операций увеличилось незначительно — всего на 2,7%, до 1,2 млн переводов.
Доля мошеннических операций в общем объёме переводов в 2024 году составила 0,00066%, что ниже показателя 2023 года (0,00119%). Рост суммы похищенных средств частично объясняется изменениями в методологии подсчёта.
Источник: