Инновации в налоговой политике: как цифровизация меняет правила игры
Обсуждаем основные тренды цифровизации налоговой политики, рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как он работает, какие выгоды дает и что нужно для его запуска.
Владелец продукта НОТА.ВИЗОР, витрины данных с прямым подключением к АИС «Налог-3» для перехода в режим налогового мониторинга
За последние годы в налоговой сфере было много технологических изменений. Через цифровизацию и автоматизацию повышалась прозрачность и упрощались процессы отчетности для бизнеса:
Введение электронного документооборота позволило сократить расходы на бумажные архивы и курьеров, а также повысить уровень безопасности — документы стало сложнее подделать и потерять — и ускорить взаимодействие между участниками рынка. Положительно решение сказалось и на экологии: теперь не нужно печатать документы на физическом носителе.
Расширение перечня товаров, подлежащих маркировке, не только увеличило собираемость налогов, но также косвенно повлияло на лояльность потребителей. Теперь они уверены, что точно покупают оригинальный товар.
- Автоматизация налогового учета ускорила и упростила проверки, а, значит, сократила затраты на бухгалтерию. Чтобы поддерживать прозрачность, компании уже нужно меньше специалистов.
Вместе с тем, налоговые органы упрощают отчетность для бизнеса разного размера. На одном полюсе — появление специального налогового режима для самозанятых граждан с доходом до 2,4 млн рублей с 2019 года. На другом — возможность подключить налоговый мониторинг и значительно экономить время и деньги для среднего и крупного бизнеса. Если с самозанятыми всё просто — зарегистрировался, установил приложение и через него же полностью взаимодействуешь с налоговой — то с мониторингом процесс более сложный.
Зачем нужен налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – достаточно прогрессивная форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки, в том числе выездные, на онлайн-взаимодействие через удаленный доступ к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности.
Другими словами, налоговый инспектор в любое удобное для себя время имеет доступ к нужной ему отчетности бизнеса. Для этого компания либо дает ему прямой доступ к информационным системам (условно, организует учетную запись на просмотр отчетности в 1С), либо создает витрину данных. Это специальное решение, где размещаются отчетные документы, а налоговый инспектор смотрит, скачивает и анализирует их. Также инспектор может делать запросы к организации и превентивно уточнять и запрашивать необходимые подтверждающие документы и информацию. Подобное решение предоставляет команда НОТА.ВИЗОР.
Налоговый мониторинг имеет ряд преимуществ:
Сокращаются сроки проверок. Уменьшается объем требуемых документов и время на их подготовку. Налоговый период сокращается с 5 лет до 1 года и 9 месяцев.
Снижаются расходы на сопровождение мероприятий налогового контроля, в том числе на выездные камеральные проверки.
Уменьшается вероятность штрафов, так как можно заранее получить мотивированное мнение налогового органа по той или иной операции и избежать санкций. Также растет вероятность досудебного урегулирования конфликтов, а с ними сокращение исков по налоговым спорам.
После полноценной автоматизации сокращаются расходы на персонал: бухгалтеров, юристов, налоговых консультантов.
Повышается привлекательность бизнеса для инвесторов благодаря прозрачности компании. Она выглядит более надежной и добросовестной в глазах потенциальных партнеров.
Участие в налоговом мониторинге добровольное. Тем не менее, всего на налоговый мониторинг перешли 906 компаний, из которых чуть более 30% (169) присоединились к системе в 2025 году.
Ещё одна причина такого всплеска популярности — снижение порога входа в режим налогового мониторинга. Чтобы подключить налоговый мониторинг, компаниям теперь нужно иметь 800 млн рублей суммарного объема доходов, такую же стоимость активов, а совокупная сумма налогов должна превышать 80 млн рублей (до 8 августа 2024 было: 1 млрд рублей, 1 млрд рублей и 100 млн рублей). Но есть и исключения. Без соблюдения критериев входа к налоговому мониторингу могут подключиться операторы лотерей, участники промышленных кластеров, которые заключили специальный инвестиционный контракт, резиденты территорий опережающего экономического развития, особых экономических зон, свободного порта Владивосток или Арктической зоны, и ряд других организаций.
Переход на налоговый мониторинг: процедура и подводные камни
Шаг 1. Подготовка к переходу
Начинать проект лучше за год до планируемого перехода в налоговый мониторинг. Если компания соответствует базовым требованиям (доходы, оборот, присутствие в особых экономических зонах и т.п.), то первое, что стоит сделать: оценить, насколько IT-инфраструктура соответствует требованиям ФНС, и устранить узкие места.
Посмотреть информацию о требованиях к IT-инфраструктуре участников налогового мониторинга можно в приказе ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации» и в приказе от 24.03.23 ЕД-7-23/182@ «Об утверждении порядка ведения справочника видов документов, возможных к истребованию у налогоплательщиков на основании статей 93.1, 105.29 НК РФ».
Из частых проблем, которые встречаются на практике: в компании может быть не организован электронный архив. То есть документы могут размещаться в нескольких системах, архивируются в различных сетевых папках, недостаточно структурированы и так далее. Хороших новостей здесь две:
- Когда вступаешь в налоговый мониторинг, отчетность за предыдущие периоды не нужно раскрывать (по принципам режима контроля в налоговом мониторинге) — необходимо только подготовить корректную базу для будущих периодов.
- Большинство зрелых компаний уже частично готовы к налоговому мониторингу, в том числе благодаря внедрению ЭДО и цифровых систем учета. У них уже есть какой-то электронный архив, но его нужно доработать.
Помимо инвестиций в IT-инфраструктуру, следует заложить средства на обучение персонала и адаптацию всех учетных систем. Последнего можно избежать, если компания пойдет по пути организации витрины данных, а не предоставлению прямого доступа к ФНС.
Шаг 2. Определение формата взаимодействия с ФНС
После проведенной подготовки необходимо выбрать будущий формат взаимодействия с ФНС — прямой доступ в учетную систему или витрину данных. Если это второй вариант, то дополнительно определить вендора решения. Здесь стоит смотреть на следующие пять параметров:
- Технологический партнер должен взаимодействовать с ФНС, быть в курсе последних изменений и обновлений требований.
- Система партнера должна быть гибко настраиваемой. Так она сможет встать в текущий IT-ландшафт компании без необходимости изменений с ее стороны.
- Решение находится в едином реестре программного обеспечения— тогда компания с меньшей вероятностью останется без поддержки, если партнер решит покинуть российский рынок. Также, в таком случае лицензии не облагаются НДС.
- Возможность размещения продукта в облаке и во внутреннем контуре организации. Последнее может быть продиктовано регуляторными требованиями: важно иметь план Б на случай ужесточения законов. А доступ к размещению в облаке добавляет гибкости — многие компании уходят от классического размещения данных только на своих серверах в пользу облачных сервисов.
- Осуществление консультационной и практической поддержки с точки зрения технических моментов, кибербезопасности и методологии. Последнее важно, так как компании нужно будет решать соответствующие задачи во взаимодействии с налоговой.
Весь процесс интеграции занимает в среднем полгода. Например, адаптировать IT-инфраструктуру Почта Банка и запустить все необходимые для налогового мониторинга процессы вместе с командой НОТА.ВИЗОР удалось за период с июля 2022 до января 2023 года. Для сравнения, разработка собственного решения заняла бы минимум в 2 раза больше времени и обошлась бы банку на 120-140% дороже без учёта ежегодных изменений.
Шаг 3. Взаимодействие с ФНС
Параллельно с этим необходимо направить в ФНС дорожную карту перехода и регламент информационного взаимодействия. На подготовку этих документов уходит в среднем два месяца. Заявление и пакет документов предоставляются не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. А финальное решение налоговый орган принимает до 1 ноября.
Дальше происходит формирование регламента информационного взаимодействия, документации по системе внутреннего контроля, установка и настройка ПО, тестирование взаимодействия с ФНС, обучение персонала и поддержка в течение внедрения. Со всем этим должен помочь вендор.
Важно держать во внимании глобальный тренд на цифровизацию и автоматизацию налогового администрирования, текущие решения и проекты регулятора. Это нужно хотя бы для того, чтобы правильно рассчитывать средства компании, постепенно улучшать системы учета и электронные архивы до того, как те или иные нормы перешли из числа добровольных в разряд обязательных требований со стороны ФНС. Иначе можно оказаться в ситуации, когда на перестройку IT-ландшафта в компании нужно спешно выделять очень много финансовых средств, времени и административных ресурсов.