Инновации в налоговой политике: как цифровизация меняет правила игры

Обсуждаем основные тренды цифровизации налоговой политики, рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как он работает, какие выгоды дает и что нужно для его запуска.

Инновации в налоговой политике: как цифровизация меняет правила игры
Александр Кочетков

Владелец продукта НОТА.ВИЗОР, витрины данных с прямым подключением к АИС «Налог-3» для перехода в режим налогового мониторинга

Инновации в налоговой политике: как цифровизация меняет правила игры

За последние годы в налоговой сфере было много технологических изменений. Через цифровизацию и автоматизацию повышалась прозрачность и упрощались процессы отчетности для бизнеса:

  • Введение электронного документооборота позволило сократить расходы на бумажные архивы и курьеров, а также повысить уровень безопасности — документы стало сложнее подделать и потерять — и ускорить взаимодействие между участниками рынка. Положительно решение сказалось и на экологии: теперь не нужно печатать документы на физическом носителе.

  • Расширение перечня товаров, подлежащих маркировке, не только увеличило собираемость налогов, но также косвенно повлияло на лояльность потребителей. Теперь они уверены, что точно покупают оригинальный товар.

  • Автоматизация налогового учета ускорила и упростила проверки, а, значит, сократила затраты на бухгалтерию. Чтобы поддерживать прозрачность, компании уже нужно меньше специалистов.

Вместе с тем, налоговые органы упрощают отчетность для бизнеса разного размера. На одном полюсе — появление специального налогового режима для самозанятых граждан с доходом до 2,4 млн рублей с 2019 года. На другом — возможность подключить налоговый мониторинг и значительно экономить время и деньги для среднего и крупного бизнеса. Если с самозанятыми всё просто — зарегистрировался, установил приложение и через него же полностью взаимодействуешь с налоговой — то с мониторингом процесс более сложный.

Зачем нужен налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – достаточно прогрессивная форма налогового контроля. Она заменяет традиционные проверки, в том числе выездные, на онлайн-взаимодействие через удаленный доступ к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности.

Другими словами, налоговый инспектор в любое удобное для себя время имеет доступ к нужной ему отчетности бизнеса. Для этого компания либо дает ему прямой доступ к информационным системам (условно, организует учетную запись на просмотр отчетности в 1С), либо создает витрину данных. Это специальное решение, где размещаются отчетные документы, а налоговый инспектор смотрит, скачивает и анализирует их. Также инспектор может делать запросы к организации и превентивно уточнять и запрашивать необходимые подтверждающие документы и информацию. Подобное решение предоставляет команда НОТА.ВИЗОР.

Инновации в налоговой политике: как цифровизация меняет правила игры

Налоговый мониторинг имеет ряд преимуществ:

  • Сокращаются сроки проверок. Уменьшается объем требуемых документов и время на их подготовку. Налоговый период сокращается с 5 лет до 1 года и 9 месяцев.

  • Снижаются расходы на сопровождение мероприятий налогового контроля, в том числе на выездные камеральные проверки.

  • Уменьшается вероятность штрафов, так как можно заранее получить мотивированное мнение налогового органа по той или иной операции и избежать санкций. Также растет вероятность досудебного урегулирования конфликтов, а с ними сокращение исков по налоговым спорам.

  • После полноценной автоматизации сокращаются расходы на персонал: бухгалтеров, юристов, налоговых консультантов.

  • Повышается привлекательность бизнеса для инвесторов благодаря прозрачности компании. Она выглядит более надежной и добросовестной в глазах потенциальных партнеров.

Участие в налоговом мониторинге добровольное. Тем не менее, всего на налоговый мониторинг перешли 906 компаний, из которых чуть более 30% (169) присоединились к системе в 2025 году.

Ещё одна причина такого всплеска популярности — снижение порога входа в режим налогового мониторинга. Чтобы подключить налоговый мониторинг, компаниям теперь нужно иметь 800 млн рублей суммарного объема доходов, такую же стоимость активов, а совокупная сумма налогов должна превышать 80 млн рублей (до 8 августа 2024 было: 1 млрд рублей, 1 млрд рублей и 100 млн рублей). Но есть и исключения. Без соблюдения критериев входа к налоговому мониторингу могут подключиться операторы лотерей, участники промышленных кластеров, которые заключили специальный инвестиционный контракт, резиденты территорий опережающего экономического развития, особых экономических зон, свободного порта Владивосток или Арктической зоны, и ряд других организаций.

Переход на налоговый мониторинг: процедура и подводные камни

Шаг 1. Подготовка к переходу

Начинать проект лучше за год до планируемого перехода в налоговый мониторинг. Если компания соответствует базовым требованиям (доходы, оборот, присутствие в особых экономических зонах и т.п.), то первое, что стоит сделать: оценить, насколько IT-инфраструктура соответствует требованиям ФНС, и устранить узкие места.

Посмотреть информацию о требованиях к IT-инфраструктуре участников налогового мониторинга можно в приказе ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации» и в приказе от 24.03.23 ЕД-7-23/182@ «Об утверждении порядка ведения справочника видов документов, возможных к истребованию у налогоплательщиков на основании статей 93.1, 105.29 НК РФ».

Из частых проблем, которые встречаются на практике: в компании может быть не организован электронный архив. То есть документы могут размещаться в нескольких системах, архивируются в различных сетевых папках, недостаточно структурированы и так далее. Хороших новостей здесь две:

  1. Когда вступаешь в налоговый мониторинг, отчетность за предыдущие периоды не нужно раскрывать (по принципам режима контроля в налоговом мониторинге) — необходимо только подготовить корректную базу для будущих периодов.
  2. Большинство зрелых компаний уже частично готовы к налоговому мониторингу, в том числе благодаря внедрению ЭДО и цифровых систем учета. У них уже есть какой-то электронный архив, но его нужно доработать.

Помимо инвестиций в IT-инфраструктуру, следует заложить средства на обучение персонала и адаптацию всех учетных систем. Последнего можно избежать, если компания пойдет по пути организации витрины данных, а не предоставлению прямого доступа к ФНС.

Шаг 2. Определение формата взаимодействия с ФНС

Инновации в налоговой политике: как цифровизация меняет правила игры

После проведенной подготовки необходимо выбрать будущий формат взаимодействия с ФНС — прямой доступ в учетную систему или витрину данных. Если это второй вариант, то дополнительно определить вендора решения. Здесь стоит смотреть на следующие пять параметров:

  1. Технологический партнер должен взаимодействовать с ФНС, быть в курсе последних изменений и обновлений требований.
  2. Система партнера должна быть гибко настраиваемой. Так она сможет встать в текущий IT-ландшафт компании без необходимости изменений с ее стороны.
  3. Решение находится в едином реестре программного обеспечения— тогда компания с меньшей вероятностью останется без поддержки, если партнер решит покинуть российский рынок. Также, в таком случае лицензии не облагаются НДС.
  4. Возможность размещения продукта в облаке и во внутреннем контуре организации. Последнее может быть продиктовано регуляторными требованиями: важно иметь план Б на случай ужесточения законов. А доступ к размещению в облаке добавляет гибкости — многие компании уходят от классического размещения данных только на своих серверах в пользу облачных сервисов.
  5. Осуществление консультационной и практической поддержки с точки зрения технических моментов, кибербезопасности и методологии. Последнее важно, так как компании нужно будет решать соответствующие задачи во взаимодействии с налоговой.

Весь процесс интеграции занимает в среднем полгода. Например, адаптировать IT-инфраструктуру Почта Банка и запустить все необходимые для налогового мониторинга процессы вместе с командой НОТА.ВИЗОР удалось за период с июля 2022 до января 2023 года. Для сравнения, разработка собственного решения заняла бы минимум в 2 раза больше времени и обошлась бы банку на 120-140% дороже без учёта ежегодных изменений.

Шаг 3. Взаимодействие с ФНС

Параллельно с этим необходимо направить в ФНС дорожную карту перехода и регламент информационного взаимодействия. На подготовку этих документов уходит в среднем два месяца. Заявление и пакет документов предоставляются не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. А финальное решение налоговый орган принимает до 1 ноября.

Дальше происходит формирование регламента информационного взаимодействия, документации по системе внутреннего контроля, установка и настройка ПО, тестирование взаимодействия с ФНС, обучение персонала и поддержка в течение внедрения. Со всем этим должен помочь вендор.

Важно держать во внимании глобальный тренд на цифровизацию и автоматизацию налогового администрирования, текущие решения и проекты регулятора. Это нужно хотя бы для того, чтобы правильно рассчитывать средства компании, постепенно улучшать системы учета и электронные архивы до того, как те или иные нормы перешли из числа добровольных в разряд обязательных требований со стороны ФНС. Иначе можно оказаться в ситуации, когда на перестройку IT-ландшафта в компании нужно спешно выделять очень много финансовых средств, времени и административных ресурсов.

9
2 комментария