26 серых схем закупок — как поставщики и заказчики договариваются, чтобы избавиться от игроков с улицы

• Как ограничивают круг участников?
• Как монополизируют локальные рынки?
• Какие известны самые изощренные способы ограничения конкуренции?
В этой статье я постарался вдумчиво, но с огоньком рассказать о том как не надо вести бизнес

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F4500%2F&postId=1862899" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Крестный отец 3»</a>
Кадр из фильма «Крестный отец 3»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.

Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Дивертисмент

Схэмы

Я и сам писал как ими пользоваться. Не потому что поддерживаю коррупционеров, а потому что белая схема может быть вреднее для заказчика и для государства, чем серая. Подробнее можно почитать в статье «Тендеры — как участвовать так, чтобы выигрывать».

К счастью, в нашей стране есть серьезные успехи в борьбе с нежелающими конкурировать честно. Большой вклад сделал ОНФ. Они одни из немногих могут позволить себе сочетать широту охвата с глубиной поиска. Их опыт безусловно достоин внимания.

Схема 1

Участники сговора решают, кто и в каком конкурсе победит, делят между собой лоты и договариваются на сколько будут или не будут снижать первоначально установленную цену.

Иногда поделенным оказывается весь рынок. «Картельщики» компенсируют друг другу затраты на создание видимости конкуренции.

В практике ОНФ был случай, когда в одном из регионов шесть ИП поделили между собой рынок поставок питания в школы, детские сады и больницы. В течение шести лет они по очереди выигрывали госконтракты, сменяя друг друга в качестве поставщиков в одних и тех же учреждениях.

Схема 2

Заказчик сначала устраивает «тестовые» аукционы, где в числе участников присутствует «нужный» поставщик. Его задача – выиграть тендер во что бы то ни стало.

После этого заказчик начинает проводить основные конкурсы с ограниченным участием, к которым допускает только того, кто выиграл в предыдущих аукционах, то есть своих. Такая компания становится единственным участником и выполняет контракт по максимальной цене.

С помощью этой схемы в одном из регионов был фактически монополизирован рынок услуг по организации питания в медучреждениях. Победителем становился не тот, кто предлагал наименьшую цену, а тот, кто соответствовал требованию «выиграл на предыдущем аукционе».

Еще 24 схемы

ОНФ сверстали целую книгу, в которой описаны оставшиеся 24. Все схемы поделены на группы:

  • Как ограничивают выбор товаров, работ, услуг

  • Как нарушают правила госзакупок

  • Как ограничивают доступ к оформлению и подаче заявки

  • Как ограничивают по времени исполнения заказа

  • Как ограничивают участие малого и среднего бизнеса

  • Как ограничивают круг исполнителей

  • Изощренные нарушения (мое любимое)

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
16
4
1
1
42 комментария