Четыре лучших стратегии для обхода блокировок банков в App Store

Учёт надоев, фермы, клоны. А что выбрал ваш банк?

Четыре лучших стратегии для обхода блокировок банков в App Store

Недавно Россельхозбанк выложил в App Store новое приложение «Учёт надоев». Внешне это сервис управления фермой, а на практике банк в очередной раз замаскировал своё оригинальное приложение. Сам банк находится под санкциями и вместе с другими банками уже три года сражается с блокировками своих приложений со стороны App Store. Они не сдаются и ищут новые решения, ведь отсутствие iOS-приложения стоит гораздо дороже, чем его наличие. Только за первый год банки потеряли $21,5 млрд.

В статье расскажем, какие самые популярные стратегии использует финтех для публикации приложений на iOS в эпоху санкций.

Стратегия №1. Бесконечное клонирование

Это самая распространённая стратегия: банки создают клоны или фейковые приложения, которые якобы не связаны с деньгами, кредитами и переводами.

Это работает так:

  • Разработчики создают «маскировочное» приложение — интернет-магазин, сервис хранения карт или хобби-сервис.
  • Выкладывают приложение в стор и проходят основные проверки.
  • Кодом связывают клон с основным приложением и включают «флажок» фейкового сервиса на время проверок.
  • После проверки App Store разработчики снимают «флажок» и вместо фейка появляется приложение банка.
Четыре лучших стратегии для обхода блокировок банков в App Store

Пример. Россельхозбанк считает надои

«Учёт надоев» — клон оригинального приложения Россельхозбанка: дизайн по брендбуку банка, а корова встречает пользователей при запуске. Туда можно добавить имена своих коров на ферме и следить за их здоровьем. Очень похоже на мобильные игры, когда нужно развивать ферму.

Четыре лучших стратегии для обхода блокировок банков в App Store

Вот как всё устроено: когда пользователь первый раз запускает приложение, система просто предлагает ввести логин и пароль. Тут-то и зарыт клад: вводим данные от старого приложения Россельхозбанка и открывается банковский интерфейс. Приложение прошло проверки и пока держится в App Store. Схема выглядит просто, но на деле требует нескольких месяцев командной работы.

Пример из нашей практики

App Store заблокировал нашего клиента (NDA) в 2023 году. Мы разработали клон-приложение за 8 месяцев. При публикации надо было показать, что приложение полностью соответствует заявленной функциональности. То есть просто сменить название и описание недостаточно.

Мы делали так:

  1. Продумали наполнение фейкового приложения. Решили сделать сервис для хранения дисконтных карт разных магазинов.
  2. Замаскировали код и «запутали» его для внешних проверок. Например, заменили все триггерные для App Store слова — bank, credit или payment — на не связанные с банкингом — на store, bonus card и order.
  3. Разработали отдельное приложение на Mac OS, которое самостоятельно «скрывает» код по ключевому слову и ищет «перевод» изменённой функции. Это облегчает жизнь разработчикам.
  4. Получили одобрение на доступ к определённым разрешениям. Например, на геолокацию для отображения ближайших отделений банка. Если это проигнорировать, то площадка увидит реальное назначение приложения и распознает клона.
  5. Перевели аккаунт с российского на грузинский. Так мы дополнительно перестраховались от блокировки аккаунта. А для пользователей сделали инструкции по установке приложения.

Стратегия 2. Фермы устройств и раздача аккаунтов разработчиков

Т-Банк и Сбер используют возможности платформы для создания внутренних приложений — Apple Developer Enterprise Program (ADEP). Это один из самых доступных способов дать доступ к своим приложениям. Принцип здесь простой — всё уже скачанное остаётся доступным пользователю навсегда.

Как это работает:

  1. Банк создаёт кучу аккаунтов разработчиков.
  2. Параллельно банк создаёт клоны приложений и выкладывает его в App Store.
  3. Скачивает во все аккаунты нужные приложения.
  4. Закрывает приложение для распространения в сторе, чтобы не удалили.
  5. Раздают пользователям App Store логин и пароль от какого-то аккаунта, чтобы те вошли и разово скачали приложение на свое устройство.
Пример, как Т-Банк обходит блокировки App Store: с помощью ADEP загружает приложение и раздаёт его оттуда.
Пример, как Т-Банк обходит блокировки App Store: с помощью ADEP загружает приложение и раздаёт его оттуда.

Стратегия 3. Progressive Web Applications и независимость от стора

Альтернатива классическому приложению на iOS — прогрессивные веб-приложения. Подробно про эту технологию рассказывали в другой статье. Если упростить, то это мобильный сайт на смартфоне. Этот подход используют ВТБ, Т-Банк или Сбер, потому что:

  • Это относительно дешевый способ достучаться до аудитории.
  • Обновления загружаются сразу у всех пользователей — им не нужно ничего скачивать.
  • Сайт не принадлежит ни Apple, ни Google. Удалить что-либо с сайта банка может только банк.
  • PWA приближен в использовании к привычному iOS-приложению.
Четыре лучших стратегии для обхода блокировок банков в App Store

Стратегия 4. Для профи, с бумажной волокитой

Можно просто доказать App Store, что компания и приложение вообще не является кредитной. Для этого и правда надо быть не кредитной организацией. Тогда не придется тратиться на обходные пути и клоны. Это занимает больше времени, но и результат намного долгосрочнее.

В этом варианте нужно также пройти проверки:

  1. Функциональности. Нужно доказать, что все фичи соответствуют заявленным.

  2. Оформления и UX. Нужно соблюдать правила гайдлайна от Apple, который строго задает размеры, формы, расположение и логику элементов интерфейса.

  3. Покупок. Нужно подключить In-App Purchasing API от Apple. Любой другой способ — сразу отказ.

  4. «Экономичности» приложения. Нужно показать, что вы не заставляете пользователей скачивать мегабайты данных каждый раз, когда они открывают приложение. Площадка это оценивает. А если приложение грузится больше 10 секунд, его точно не пропустят.

  5. Юридической информации. Самое главное для финтеха — собрать и перевести документы о том, что компания не раздаёт кредиты и не собирает налоги.

Пример. Мы сами честно заливали приложение факторинговой компании в App Store

Если приложение не предлагает кредитные услуги, то это надо доказать площадке на бумаге. Мы создали приложение для факторингового сервиса — это займы будущей выручки селлерам на маркетплейсах, но формально — не кредиты:

  1. Собрали 50+ страниц документов и объяснили App Store разницу между факторингом и кредитами. Для этого показали аналогичные сервисы в сторах, показали транзакции и устав компании, составили полное описание всех функциональностей.
  2. Готовили сборку и подавали на рассмотрение каждый месяц. Да, раз за разом проходили проверку дизайна и скорости работы заново. Нам долго отказывали, а мы по-новой сверялись с гайдлайнами Apple.

В итоге через шесть месяцев App Store одобрили публикацию, приложение существует в сторе уже год.

Кому бояться и что выбирать

Мы не знаем, что будет дальше, но под ударом могут оказаться не только банки. Рассматривать запасные варианты и учитывать риски стоит всем — ритейлерам, фудтеху, маркетплейсам, АЗС. Радует одно — обычно площадка предупреждает заранее о таких планах.

Есть неочевидный минус ухода из App Store. Если у компании уже есть iOS-приложение, то экономически выгоднее его поддерживать, чем полностью забросить. Ведь через сколько-то лет санкции закончатся, App Store снимет ограничения и тогда либо придётся делать все с нуля, либо работать с готовым продуктом просто без маскировки.

В общем, мы умеем релизить в App Store то, что блокируют. Спрашивайте и приходите за консультацией.

27
1
20 комментариев