Почему It-проекты оцениваются в человеко-часах? Так называемый T&M или Time and Materials
Или почему студия дизайна и разработки это не завод с прогнозируемым объемом выпускаемой продукции
Некоторые считают, что есть лишь небольшая разница между front-end разработчиком на React + Next.JS и сборщиком мебели. Как можно платить по часам специалисту? Поставил задачу, он сказал сколько это стоит и пошел собирать шкаф, ну или писать свой код. А получить свой сайт соразмерно походу в продуктовый магазин, где корзина по списку пожеланий и будет готовый продукт.
Однако не все так просто. Разработка любого цифрового продукта (даже казалось бы простого сайта) это всегда борьба с неопределенностью. Из-за динамичного состояния каждого этапа, который зависит от конкретного проекта, запроса клиента, технологического стека и дизайна, превращает цифровые продукты в индивидуальный набор задач для каждого заказчика.
Важное замечание, что в стоимость закладывается именно время на выполнение задачи, а не «я могу сделать за 30 минут, поставлю 2 часа, чтобы больше заработать»
Каждый этап работы, будь то анализ требований, проектирование интерфейса, написание кода, тестирование или развертывание, требует определенного времени и усилий от специалистов разного профиля.
Стоимость часа же определятся способностью профессионала закрыть определенный объем задач за отведенное время. И часто случается так, что необходимо найти оптимальное решение под контекст проекта.
ㅤ
Трудности начинаются с дизайна
Первые проблемы достижения бизнес-целей падают на дизайнеров. Каждый бизнес имеет свои особенности, преимущества стилистические взгляды, которые нужно донести через визуальные элементы, сохранив смысловые посылы.
То есть превратить из набора требований красивую картинку, что тоже требует времени на итерации работ, до момента, когда результат удовлетворит и клиента, и пользователя.
ㅤ
Но дизайн-макет — это еще не готовый сайт
Дальше идет этап верстки. То, что сейчас лежит в Figma в виде слоев текста и графики, теперь нужно перенести в браузер.
Возможно ли оценить стоимость заведомо неизвестных задач? Предположить можно, но не со 100% вероятностью, ведь в момент выставления сметы не было четкого понимания, будет ли использоваться тот же 3d three js или framer motion и в каком объеме. Вот и первые риски.
ㅤ
Верстка все еще не готовый продукт
Неопределенность продолжает расти. После переноса макета, сайту нужны «мозги». Так сказать иметь мощности под капотом. Хранить и отправлять данные, управлять контентом, иметь интеграции с сервисами, индексироваться поисковиками и куча всего другого, что зависит от конкретного проекта.
ㅤ
В чем же основная проблема?
В многообразии решений одной и той же задачи. С помощью разного технологического стека, по-разному написанных функций.
Есть ситуации, когда некоторые сервисы не имеют прямой интеграции с используемыми технологиями, что тоже требует времени на изучение документаций и поиска способа решить задачу клиента.
Как, например, недавний случай, когда нужно было подключить komoCRM и Webflow для получения заявок с сайта, но прямого подключения между данными сервисами нет — пришлось добавлять промежуточный элемент в виде pabbly, который перехватывал данные с формы и отправлял в crm.
ㅤ
Главная причина использования человеко-часов — это прямое отражение трудоемкости
С помощью предпроектного обследования, мы можем лишь снизить пространство неопределенности. Но полностью зафиксировать стоимость в «тарифы» невозможно, до тех пор пока продукт не типовой/шаблонный. Основная статья расходов в digital приходится на ФОТ, так что принципиально важно грамотно распределять каждую единицу ресурса компании, то есть отслеживать эффективность часовую выработку сотрудников.
Оценка проекта по T&M позволяет снизить риски для студии разработки и дизайна, а клиенту получить качественный и законченный продукт.
Работу над цифровым продуктом лучше воспринимать как походы к психологу или психотерапевту. Есть основной запрос, с которым приходим к специалисту, но сколько сеансов потребуется — неизвестно. Одна проблема тянет за собой другую, а за чередой решенных проблем кроются возможности и бизнес-метрики.
ㅤ
Наш телеграмм канал, где можно посмотреть за жизнью студии