Венчурные инвестиции 2020: брать или не брать (а если брать, то где и как)

Венчурный рынок в России не отличается большой активностью и составляет всего 0,007% от ВВП, а сейчас переживает кризис вместе со всей экономикой. Однако, это совсем не значит, что венчурные инвестиции не нужно использовать для развития вашего стартапа.

Венчурные инвестиции 2020: брать или не брать (а если брать, то где и как)

15 декабря Счетная палата РФ опубликовала экспертно-аналитический отчет «Анализ механизмов венчурного и прямого инвестирования, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета». Специалисты провели большое исследование отрасли венчурного финансирования в России за последние несколько лет. Выводы ожидаемые:

В первую очередь рынок венчурных инвестиций не сопоставим с масштабами экономики Российской Федерации. Это обусловлено низкой привлекательностью рынка для инвесторов, отсутствием достаточного объема доступных для инвестирования средств, сложностей с привлечением как частных, так и иностранных инвестиций… По доле венчурных инвестиций в процентах к ВВП (0,007%) Россия в 11 раз уступает среднему показателю по странам ОЭСР, а по объему венчурных инвестиций – в 43 раза.

Надо сказать, что свой анализ ситуации СП проводила по данным до 1 января 2020 года. Совершенно точно за 2020 год отрасль претерпела серьезные изменения на фоне коронакризиса. Как минимум, на рынке стало меньше стартапов. А те, что есть, часто не рискуют обращаться за финансированием, ожидая более подходящего периода. Тем временем, инвесторы ищут варианты вложений в бизнесы даже активней, чем до кризиса, поскольку деньги нужно куда-то выводить, в условиях неопределенности хранить деньги в деньгах просто неправильно. На рынке появляются новые игроки, многие еще не совсем понимают саму суть венчурных инвестиций, но горят идеей вкладывать свои средства в инновации и «единорогов». Так что если вы сейчас выходите на поиск инвестиций и общаетесь с венчурными фондами, нужно быть очень внимательными – к тому, что от вас требуют, что вам предлагают взамен, и на каких условиях. Зачастую венчурные инвесторы ставят слишком жесткие требования, например, 50% доли компании, а также широкое участие в управлении бизнесом. Кроме того, учитывая, что стартап часто работает с инновационными идеями и уникальными продуктами, регулярно возникает вопрос об авторских правах и о том, как их защитить. Насколько выгодно, а возможно наоборот – опасно – раскрытие информации о продукте будущим бизнес-партнерам?

Существует два основных способа защиты авторского права на изобретение: патентование продукта и оформление его в качестве «секрета производства» – ноу-хау. Сразу отмечу, что ни один из них не является на 100% надежным. Риск есть даже при оформлении патента на изобретение – не факт, что вашей информацией не воспользуется патентное бюро. Не буду утверждать, насколько это правда, но есть версия, что например Эйнштейн подсмотрел идеи для своей теории относительности у Анри Пуанкаре, когда тот оформлял патент на изобретение в патентном бюро, где работал Альберт. Если оформлять инновацию как ноу-хау или секрет производства, имейте в виду, что как только вы доверите свой секрет покупателю, остается только надеяться, что ему так же выгодно хранить в тайне технологии производства, как и вам. Как юрист замечу, что доказать свои права на продукт в суде очень сложно. Эти процессы могут тянуться годами и не факт, что результат будет в вашу пользу.

Лучший способ защиты продукта сегодня – это обеспечение не просто инновации, а инновации с сервисом, известностью и всей необходимой инфраструктурой: качественное производство, сеть подрядчиков, клиентов, работающий маркетинг. Именно комплексный подход в разработке стартапа обеспечит успех и наилучшую защиту вашей инновации. Конкурентам будет просто сложно поддержать достойный уровень, так вы повысите стоимость входа в вашу нишу.

Разумеется, такой подход требует существенных инвестиций уже на первых этапах жизни проекта, а также помощи в части организации производства, подбора кадров, маркетинга и т. д. В такой ситуации венчурные инвесторы – отличные помощники для начинающего бизнеса, поскольку со всем этим могут помочь. А если говорить о рисках для тех, кто привлекает инвестиции, стоит отметить, что риск этот является обоюдным. Если предприниматель рискует утратить контроль над бизнесом, долю прибыли и авторские права на продукт, то инвестор рискует потерять свои деньги – по статистике, 70-80% проектов «не взлетают”.

Где искать венчурных инвесторов

На территории России зарегистрированы порядка 200 инвестиционных фондов – выбор большой. В поисках инвесторов можно обратиться в технопарки, однако как раз резиденты технопарков часто сетуют на жесткие требования и неприемлемые для предпринимателей условия получения инвестиций. Чаще всего, самый верный путь для молодого предпринимателя – это самостоятельное обращение к тому или иному инвестору с хорошей репутацией. Я не даю конкретных советов по выбору, и дальше расскажу почему – выбор венчурного фонда зависит от этапа жизни проекта, а также от сферы деятельности.

Выбирайте компанию, которая работает на вашем рынке, знакомьтесь с материалами в интернете по ее деятельности, спрашивайте обратную связь у тех, кто уже получил инвестиции у неё, – наверное, это самая правильная рекомендация по выбору венчурного фонда.

Стадии венчурных инвестиций

Средства венчурных инвесторов привлекают на различных стадиях проекта, от первых шагов до подготовки предприятия к IPO – первичному размещению акций. Впрочем, как правило, именно в первых шагах стартапа венчурный капитал участия не принимает. Предпосевное и посевное инвестирование чаще осуществляют бизнес-ангелы, которые готовы поверить в жизнеспособность проекта, когда продукт находится только на стадии идеи или разработки, я писала об этом недавно в этой статье: Между ангелом и венчуром: какой инвестор предпочтительнее для стартапа. Чтобы вызвать интерес венчурного капиталиста и получить хорошие условия, нужно представить продукт, который уже появился на рынке и занял в нем определенную нишу.

Стадия А – надежды

Основная цель на данном этапе – масштабирование бизнеса и признание на рынке. Однако, направляясь к потенциальному инвестору, предприниматель должен продемонстрировать готовый, уже появившийся на рынке продукт, производство которого можно быстро масштабировать и получить доход в течение 18 месяцев. На этом этапе оценивается опыт, связи предпринимателя в его отрасли, качество менеджмента, размеры и перспективы рынка.

На этой стадии лучше обращаться к инвестору, специализирующемуся именно в вашей отрасли. Потому как его решение об инвестировании скорей всего будет основано на личном опыте инвестора, глубоком понимании рынка и развитой интуиции касательно перспектив проекта. Наряду с инвестициями, стартапер может получить ценные советы, а также участие в управлении бизнесом опытного партнера, заинтересованного в его успехе.

Стадия В – цифры и факты

На этой стадии компания уже имеет прочные позиции на рынке, масштабируемый маркетинговый план и нацелена на увеличение рыночной доли и конкурентоспособности. Целью предпринимателя здесь уже является не создание продукта, а развитие технологий, продаж, рекламные кампании, а также выход на мировой рынок, если это планируется. Здесь круг инвесторов расширяется, помимо отраслевых проектом могут заинтересоваться фонды, специализирующиеся на поздних стадиях инвестирования и на более широком спектре отраслей. Именно на них в первую очередь стоит обратить внимание предпринимателю, поскольку размер инвестиций на данной стадии составляет от 7 до 20 млн долларов, тогда как на стадии А инвесторы зачастую предпочитают инвестировать меньшие суммы – от 2 млн долларов.

На этом этапе эксперты инвестиционных фондов оценивают показатели компании на фоне показателей всей отрасли и конкурентов, изучают прогнозы доходов и активов, в том числе интеллектуальной собственности. Всё это будет влиять на размер инвестиций и условия сделки.

Стадия С – итоги

Предприятие на этапе С уже имеет устойчивое положение и перспективы долгосрочного успеха на рынке. Перед ним стоят задачи захвата еще большей доли рынка, диверсификации бизнеса, расширения списка продуктов, покупки более мелких конкурентов либо поглощения более крупной корпорацией. Этот раунд является заключительным перед IPO, то есть стадией подготовки к выходу венчурного капитала.

На этой наименее рискованной стадии список потенциальных инвесторов расширяется до максимума: в успешную компанию хотят вложиться все. К традиционным инвесторам присоединяются хедж-фонды, банки, частные инвестиционные компании.

Наибольшие усилия для привлечения внимания венчурного капитала предпринимателю приходится прилагать на стадии А, когда уже есть первые эффективные результаты деятельности предприятия, однако еще нет широкой известности и репутации на рынке. Именно в этот момент перед предпринимателем возникает вопрос: как грамотно преподнести потенциальному инвестору свою идею?

Александр Галицкий, управляющий партнер венчурного фонда «Almaz Capital Partners», отвечая на вопрос о том, как он выбирает проекты для инвестирования, говорит, что «все венчурные капиталисты превращаются в некое HR-агентство с психологическим уклоном». То есть, изучая стартап, потенциальный инвестор тщательно взвешивает всю информацию о бизнесе: личность руководителя, наличие команды, качество продукта, его перспективы, эффективность первых шагов на рынке.

Питчинг: как продать свою идею

Питч (англ. pitch) – презентация компании перед потенциальными инвесторами. Сейчас в венчурных инвестициях это уже буквально отдельный вид искусства. Грамотный питчинг требует знаний и серьезной предварительной подготовки. По искусству питчинга проводятся тренинги, есть масса полезных материалов и советов в сети, а некоторые стартаперы нанимают даже личных тренеров, которые готовят их к питчингу. Вот хороший гайд по питчингу с видеопримерами: статья на медиуме.

Искренне рекомендую посмотреть вживую питчинг-сессии с венчурными инвесторами. К слову, их в сети очень много. Например, проект «Startup Kotiki» проводит питчинг инвесторов онлайн и выкладывает у себя на канале: ссылка.

Так что можно не пытаться угадать, а самому посмотреть и сделать выводы: где стартаперы ошибаются, а где демонстрируют отличные идеи.

Вместо заключения

В заключение и в качестве приободрения молодым предпринимателям скажу, что, хотя венчурный капитал подходит очень требовательно к выбору объекта инвестирования, главным фактором в принятии решения является «сильная идея» – инновация, которая способна в короткое время принести выручку, значительно превышающую доходы от традиционного бизнеса конкурентов в отрасли. Это то, ради чего готов рискнуть профессиональный венчурный инвестор.

Сами инвесторы заинтересованы в поисках перспективных стартапов, а в текущей ситуации, как я уже отмечала – даже очень заинтересованы. Поэтому если есть стоящая инновационная идея, значит есть и высокий шанс найти тех, кто поможет в ее реализации.

Спасибо, что дочитали до конца. Если интересуетесь темой развития инноваций, буду рада видеть вас в своем телеграм-канале «Технопарки Москвы».

88
Начать дискуссию