Бизнес на старте: как не закрыть свое дело в первый год
Помните это чувство, когда только-только запустили своё дело? Горящие глаза, бессонные ночи, ты буквально живёшь этим проектом, вкладывая душу и последние нервные клетки. Кажется, что впереди только рост, новые открытия и бесконечный поток клиентов. «Вау, а так можно было? А вот это как работает? Нифига себе!» – знакомо? Ты растешь, бизнес растет, и кажется, что так будет всегда. Мало кто в этой эйфории задумывается, что какая-нибудь дурацкая, неочевидная ошибка, такая, знаете, подлая и скользкая, может в один момент поставить крест на всей этой красоте. Особенно обидно, когда спотыкаешься не на глобальных стратегиях, а на том, что кажется мелочью. Если у вас свой бизнес, даже самый маленький свечной заводик или крутой паблик ВКонтакте, очень важно знать эти "грабли" в лицо, чтобы не пришлось потом со слезами на глазах писать пост "Мы закрылись".
"Клиентский опыт" – что за зверь и почему он кусается?
Давайте начистоту. Что вообще такое этот ваш "клиентский опыт"? Многие думают, что это только про то, как вежливо ваш менеджер отвечает в личке ВК или как быстро курьер доставил товар. Но копните глубже! Это весь путь, который проходит человек, взаимодействуя с вами. Начиная с того момента, как он увидел вашу таргетированную рекламу ВКонтакте, пытаясь понять, что вы вообще предлагаете, переходя по ссылкам в вашем сообществе, общаясь (или пытаясь общаться) с вашим чат-ботом, и заканчивая тем, что он чувствует после того, как получил ваш продукт или услугу. Это три огромных этапа: ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ. Игнорировать любой из них – прямой путь к проблемам. На этапе "ДО" мы часто смотрим только на сухие цифры: охваты постов, клики по рекламе, продвижение страниц в социальных сетях вроде идет, заявки капают. Но всё кроется в деталях! Человек мог просто не найти кнопку "Написать сообщение" в вашей группе ВК, потому что она спрятана где-то в недрах интерфейса, или форма заявки на сайте выдавала ошибку.
Обратная связь – не только "спасибо", но и "какого..."
Когда человек уже стал вашим клиентом – вот тут начинается самое интересное и самое важное. Здесь уже недостаточно просто смотреть на лайки под постами. Нужно напрямую собирать обратную связь. Да-да, не стесняться писать в личку ВКонтакте или даже созваниваться (если формат позволяет) и задавать прямые, иногда неудобные вопросы: "Как вам ответил менеджер?", "Все ли было понятно при оформлении заказа через виджет в группе?", "Почему выбрали именно нас, а не конкурентов?", "Что можно было бы сделать лучше?". И тут важно не просто поболтать с парой лояльных клиентов, которые вас и так любят. Нужна выборка побольше, человек 50 хотя бы, чтобы увидеть закономерности. Заведите простую табличку и фиксируйте ответы. Если 10 из 50 сказали, что ваш менеджер в ВК отвечает сутками или обещал перезвонить и пропал – это уже не случайность, это системная проблема. И вот тут ловушка: не надо сломя голову бежать и переделывать все подряд по первому чиху клиента. Оцените "цену вопроса". Если исправить косяк ничего не стоит (например, просто прописать в регламент менеджерам отвечать в ВК в течение часа и контролировать это), то делайте немедленно! Это напрямую влияет на эффективное продвижение в социальных сетях, потому что сарафанное радио никто не отменял. А если клиент хочет "золотой унитаз за три копейки", то тут уже надо думать, стоит ли оно того. Но игнорировать повторяющиеся жалобы – это значит добровольно отдавать клиентов конкурентам, которые будут слушать и улучшать свой сервис.
И так сойдет приводит к закрытию (Мой опыт)
Из личного опыта (а я повидал немало взлетов и падений разных проектов, в том числе и своих): самая частая отмазка – "Да у меня и так все покупают, зачем мне этот клиентский опыт?". Окей, если у вас стабильный поток заявок из ВКонтакте, клиенты годами с вами, возвращаются снова и снова, не уходят к конкурентам – возможно, вам повезло, и вы интуитивно все сделали правильно. Как говорится, не трогай то, что работает. Но будем честны, такая идеальная картина – редкость. Гораздо чаще бывает, что где-то что-то проседает: конверсия в подписку падает, старые клиенты потихоньку отваливаются, негативные комментарии под постами появляются. И вот тут сидеть сложа руки, не анализируя путь клиента и не собирая обратную связь, – это прямой путь к забвению. Ваши цели продвижения в социальных сетях могут быть амбициозными, но если клиент на каждом шагу спотыкается о неудобства или хамство, никакой бюджет на рекламу не спасет. Я сам не раз наступал на грабли, когда казалось, что "мелочи" вроде неудобного меню в группе ВК или долгого ответа в сообщениях – это ерунда. А потом удивлялся, почему падает вовлеченность и продажи. Не будьте как я в прошлом!
Слушайте своих клиентов (даже если они пишут капсом и с ошибками), анализируйте их путь от первого клика до повторной покупки, ищите "узкие места" и исправляйте их. Помните: сегодня клиент выбирает не только товар, но и комфорт взаимодействия. И если вы его не обеспечите, это сделают другие. И тогда даже самый гениальный продукт останется пылиться на полке вашего закрывшегося бизнеса.