Минпромторг и ДОМ.РФ запускают программу льготного лизинга сельхозтехники. Что это значит для бизнеса?

В конце марта Минпромторг России и ДОМ.РФ объявили о запуске совместной программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники. Общий объём финансирования до 2030 года составит 330 млрд рублей, и в перспективе речь идёт о масштабном обновлении сельхозпарка страны.

Минпромторг и ДОМ.РФ запускают программу льготного лизинга сельхозтехники. Что это значит для бизнеса?

Разбираемся, как устроена новая схема, кому она может быть выгодна и какие риски могут сопровождать реализацию.

Как работает новая программа?

Механизм построен на рыночных инструментах. ДОМ РФ выпускает облигации и привлекает средства частных инвесторов, которые затем направляются в виде займов лизинговым компаниям. Эти компании приобретают сельхозтехнику — трактора, комбайны, прицепное оборудование — и передают её аграриям на условиях льготного лизинга, частично субсидируемого Минпромторгом.

Отличие от традиционных субсидий — в опоре на частный капитал. Государство не выдаёт деньги напрямую конечным получателям, а использует инфраструктуру фондового рынка и лизинговых операторов.

Что планируется?

Согласно официальным заявлениям, до 2030 года планируется обновить около 47 тысяч единиц техники, из них значительная часть — уже в ближайшие три года. Только за этот период объём поддержки составит 11 млрд рублей.

В приоритете — техника от российских производителей, особенно в сегментах тракторов и комбайнов. Таким образом, программа выполняет сразу несколько функций:

  1. Поддержка фермеров и агробизнеса.
  2. Поддержка внутреннего машиностроения.
  3. Привлечение частного капитала в реальный сектор.

Какие риски и ограничения?

При всей привлекательности льготного лизинга, к программе стоит подходить с пониманием её рамок и возможных ограничений:

  • Список техники может быть ограничен. Как правило, участвуют только одобренные модели с подтверждённой локализацией.
  • Региональная приоритизация. Не исключено, что доступ к льготному лизингу получат в первую очередь определённые регионы — в зависимости от аграрной специфики и стратегии развития.
  • Скорость исполнения. Новые механизмы могут сопровождаться бюрократическими сложностями и задержками на старте.

Кто выигрывает?

В первую очередь — средние и крупные хозяйства, у которых есть опыт привлечения лизинга, понимание документооборота и стабильная финансовая отчётность. Для малого бизнеса условия тоже могут быть привлекательны, но доступность таких программ часто упирается в отсутствие необходимых ресурсов: бухгалтерского сопровождения, оценки рисков, залоговой массы.

Также выигрывают производители техники, получая дополнительные каналы сбыта с гарантированной оплатой через лизинговые схемы.

Что это означает в долгосрочной перспективе?

Если программа заработает в полном объёме, можно ожидать постепенного перехода отрасли на новый технологический уровень. Это затрагивает не только производительность, но и безопасность, экологические нормы, качество продукции.

Кроме того, программа может стать примером более системного подхода к субсидированию отраслей: гибрид рынка и государства, где роль последнего — в запуске механизма, а не в ручном управлении каждой единицей.

Открытые вопросы

  • Станет ли программа реально доступной для малого фермерского бизнеса?
  • Насколько прозрачно будет распределение льготных лизингов в регионах?
  • Смогут ли лизинговые компании справиться с объёмом заявок, не потеряв в качестве обслуживания?

Если вы работаете в агросекторе и участвуете в программах господдержки — расскажите в комментариях, что вы думаете о новом подходе?

Как дополнительно сэкономить на налогах в 2025 году – рекомендации от ФНС, читайте в Telegram-канале.

Начать дискуссию