Как когнитивные искажения предпринимателей крадут их прибыль

Ежедневно мы принимаем десятки решений: нанимать или нет сотрудника, инвестировать в проект, поднимать цены. Но знаете ли Вы, что Ваш головной мозг может быть самым главным вором Вашей прибыли?

Как клинический психолог с 16-летним стажем работы с предпринимателями я вижу одну и ту же закономерность: чем успешнее человек, тем дороже обходятся его когнитивные ошибки.

Сегодня разберем три самых опасных когнитивных искажения у руководителей и, главное, как их исправить самостоятельно.

1 Эффект якоря - почему вы работаете за бесценок.

Суть данного когнитивного искажения заключается в том, что человек слишком сильно, порой не обоснованно, начинает полагаться на первую услышанную информацию. Якорение в бизнесе часто проявляется в том, что мы начинаем застревать на той сумме и цифре, которую когда-то получили от первого клиента. И долгие годы можно упускать из виду то, что действительно незаметно определяет все дальнейшие финансовые расчеты.

Что делать прямо сейчас?

✔ Возьмите последний договор

✔ Задайте себе вопрос: "Как именно я пришел к этой цифре?"

✔ Проведите "слепой тест": проанализируйте проект с точки зрения его ценности. Подумайте, сколько именно Вы готовы заплатить за этот проект, за те усилия, которые Вы вкладываете.

2 Синдром героя: "Без меня все развалится"

Уверенность в собственной незаменимости обычно разрушает здоровье (выгорание и долгие ночи без сна); тормозит рост компании (сотрудники не развиваются. А зачем, если вы все сделаете за них); стоит денег (вы делаете работу за 3 человек, а получаете зарплату одного).

Решение за 24 часа:

✔ Выберите одну рутинную задачу

✔ Передайте ее сотруднику со словами: "Сделай по-своему, результаты готов обсудить в пятницу"

✔ Не вмешивайтесь до дедлайна! Вместо этого отслеживайте ваши эмоции, состояния и разрешите пойти себе в новую точку роста. Проблему гиперконтроля можно решить! Спойлер: за фразой "без меня все развалится" часто стоит установка "я настолько боюсь взрослеть, что буду контролировать все, включая смерть".

3 Проклятие знания: "Это же очевидно!"

Вы настолько сильно увлеклись своим бизнесом, что уже не можете объяснить сотрудникам простые вещи; раздражаетесь, когда они "не понимают элементарного"; теряете клиентов из-за сложных объяснений.

Практическое упражнение:

✔ Возьмите последнее письмо клиенту или инструкцию для сотрудника

✔ Дайте этот материал почитать непрофильному знакомому или подростку

✔ Перепишите, если они не поняли суть.

Когнитивные искажения ежегодно обходятся бизнесу в 15-30% упущенной прибыли! Попробуйте выполнить эти простые действия в течение следующих 48 часов и поделитесь в комментариях результатом.

P.S. В следующей статье расскажу, как отличить настоящую депрессию CEO от профессионального выгорания — это важно для сохранения бизнеса.

Как когнитивные искажения предпринимателей крадут их прибыль
2 комментария