Мошенники атакуют рынок угля
📍Российские железные дороги столкнулись с проблемой ложных заявок на перевозку угля в порты Юга и Северо-Запада.
В первом квартале 2025 года грузоотправители стали значительно завышать объемы планируемых к перевозке грузов.
🔺Обычно расхождение между заявленным и фактически перевезенным объемом составляет около 2%, но в рассматриваемый период оно достигло 30% для угля, направляемого в западные порты.
Это означает, что треть вагонов, выделенных под перевозку, оказалась невостребованной.
В марте потери составили более 150 тысяч тонн угля в сутки, или около 4,5 млн тонн за месяц.
В результате действий грузоотправителей РЖД понесли убытки из-за простоя 72 тысяч порожних вагонов, задействованных в "пустых" рейсах.
▪Это ухудшило эксплуатационные показатели сети, и без того перегруженной рекордным количеством вагонов (более 1,3 млн, из которых 295 тысяч — профицит).
Несмотря на то, что с начала года РЖД удалось сократить количество простаивающих вагонов на 150 тысяч, проблема остается актуальной.
Что вообще происходит в отрасли?
📊В первом квартале 2025 года погрузка на железных дорогах снизилась на 6,1% (18 млн тонн) до 277,7 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Общий объем перевозок угля в западном направлении составил около 15,9 млн тонн.
Экспорт угля через порты Северо-Запада и Юга стал нерентабельным для угольных компаний.
📋Погрузка осуществляется лишь для выполнения существующих контрактов. Отказ от заявок связан с падением мировых цен.
Ситуация находится на контроле Минэнерго, которое совместно с ВЭБ. РФ и Минэкономразвития разрабатывает программу поддержки угольной отрасли.
💡В рамках этой программы и для поддержки экспорта угля уже приняты меры: порты (включая южные) снизили стоимость перевалки в 1,5-2 раза, а операторы вагонов уменьшили ставки на 30%.
В марте угольные компании добились от железнодорожных операторов скидок на перевозку, чтобы компенсировать низкие мировые цены на уголь и укрепление рубля.
Стоимость аренды полувагонов снизилась на 6% по сравнению с февралем, несмотря на индексацию тарифов РЖД на 13,8% с декабря.
Операторы также обеспокоены возможным падением спроса на перевозки через порт Усть-Луга после введения новых санкций ЕС в конце февраля.