Пять элементов, которые определяют успешные компании для инвестирования
Существует огромное количество метрик и характеристик, которые могут помочь в выборе успешной компании. Ниже будут приведены мои личные топ-5 элемента, которые если не определяют, то способствуют в поиске отличных бизнесов.
В мире нету единой методики, которая гарантирует нахождение акций той или иной компании, которая принесет сверхприбыль и сделает вас очень и очень богатым человеком за один день. Мы наблюдали за рядом примеров в начале этого года, но это больше исключение, чем правило.
На фондовом рынке вообще ничего не гарантировано, и при поиске той или иной акции необходимо принимать во внимание огромное количество факторов – начиная с анализа качества бизнеса и цены его акций до различных макроэкономических составляющих.
Но, тем не менее, есть элементы бизнеса компании, которые, лично по моему мнению, отчасти коррелируют с доходностью его акций.
Высокая доходность инвестированного капитала (Return on Invested Capital (ROIC))
Грубо говоря, метрика ROIC это отношение операционной прибыли к сумме проинвестированного капитала, которая показывает, насколько эффективно компания способна зарабатывать прибыль с проинвестированного капитала.
Если, при прочих равных условиях, та или иная компания зарабатывает с инвестированного капитала больше, чем ее прямые конкуренты, то это один из признаков, что эта компания способна максимизировать свою выручку и/или эффективно оптимизировать свои расходы при запуске новых проектов лучше, чем другие игроки из своей отрасли.
Денежные средства, которая компания зарабатывает с инвестированного капитала, могут быть использованы для инвестиций в новые направления и активы, что в свою очередь, могут приносить дополнительную высокую доходность. Этот цикл способствует наращиванию высокодоходных активов и росту бизнеса компании.
Исследование от Forbes приводит пример, что корреляция между размером ROIC и оценкой компании/ростом ее акций составляет почти 60%.
Способность генерировать большие денежные потоки вне зависимости от цикла экономики
Пандемия COVID-19 показала, насколько важно для компаний иметь денежные средства на своем балансе или способность генерировать их вне зависимости от внешних обстоятельств.
Это позволяет компаниям избегать привлечение дополнительных средства путем эмиссии новых акций в то время, когда их акции находятся на дне, или путем привлечения заемных средств под не самые выгодные условия.
В то время как авиакомпаниям приходилось срочно просить поддержу от государств в виде пакета помощи, который им придется «отбивать» еще несколько лет, компании у которых была мощная денежная подушка в виде кэша чувствовали себя уверено.
Например, на конец марта 2020 г. у компаний Google и Facebook на своем балансе было $117 млрд и $60 млрд денежных средств соответственно. Хотя эти компании столкнулись с меньшими по размеру трудностями, чем авиакомпании, наличие достаточного количества денежных средств помогло им пройти их без лишних проблем.
Устойчивое сравнительное преимущество
Morningstar выделяет пять сравнительных преимуществ, которые помогают компаниям выделяться и опережать своих конкурентов:
- Нематериальные активы в виде различных патентов, изобретений и эксклюзивных прав
- High switching costs или «нежелание» пользователей переходить к продуктам конкурентов – к примеру, променять смартфон Apple на Samsung
- Network effect или эффект охвата – к примеру, маркетплейс площадки компаний Amazon или Alibaba, где уже присутствует многомиллиардная аудитория как из числа продавцов, так из числа покупателей
- Cost advantage или эффект от масштаба
- Efficient scale или способность масштабировать бизнес компании с небольшими затратами
Все эти сравнительные преимущества создаются на протяжении многих лет, и их невозможно скопировать за короткий промежуток времени.
Основатель во главе компании
Исследование от Bain & Company показывает, что доходность публичных компаний, возглавляемых основателями выше, чем доходность тех публичных компаний, которые управляются наемными менеджерами.
Это конечно можно объяснить теорией принципала-агента, где основатель полностью отдается развитию своего дела, в то время как управляющий больше заинтересован в личном обогащении.
Всегда, конечно, есть исключения из правил, когда управляющие становились естественным продолжением компании, например, как Сатья Наделла или Тим Кук. Но все же основатель компании задает темп развития и имеет долгосрочное видение, которое помогает оторваться своей компании от конкурентов.
Высокая любовь и лояльность пользователей к продуктам и услугам компании
Лояльность пользователей можно отнести к одному из типов сравнительных преимуществ компаний, но я решил вынести этот элемент отдельно.
Исследование от Watermark Consulting показывает, что, при прочих равных условиях, те компании, которые выстраивают прочные отношения со своими пользователями и являются клиентоориентированы, выигрывают, и их акции показывают более высокую долгосрочную доходность, чем акции тех компаний, для которых этот подход не являлся приоритетным.
В качестве примера можно привести компанию Apple со своей армией лояльных клиентов, которые уже полностью вовлечены в ее экосистему с различными сервисами и приложениями; или компанию Amazon, которая много лет выстраивала свою сеть, и клиентоориентированность всегда оставалась ее базовым принципом.
Заключение
Поиск компании, которая в долгосрочном периоде принесет большую доходность, не является простой задачей, но наличие некоторых элементов, описанных выше, могут упростить процесс.
И напоследок, важно не только найти отличную компанию для инвестирования, но также приобрести ее акции по приемлемой цене, чтобы действительно получить высокую доходность в долгосрочном периоде.
Я веду Telegram канал, где делюсь интересными инсайтами в мире финансов и инвестирования: https://t.me/Levan_Investing.
Что лучше, контора во главе с основателем, идущая ко дну после его смерти, или контора, сменившая кучу управленцев и все равно генерящая прибыль?
Принимая во внимание регрессию к среднему, что лучше, вкладываться в прибыльную в последнее время контору или в неприбыльную?
Я вас умоляю. Вы можете найти исследования, подтверждающие что угодно, например, интрадей можно обусловить даже ритмами дефекации, если кому-то захочется сделать соотв. исследование.
Пользуйтесь, пожалуйста, короткими ссылками или делайте их хотя бы кликабельными. Что за ссылка на 12 строк?