Манипуляции со стоимостью товарного знака в бухгалтерской отчетности

В каких случаях выгодно занижать/завышать стоимость бренда? Повлияет ли это на получение кредитов, инвестирование, IPO?

Товарный знак является нематериальным активом компании и имеет определенную ценность.

Достоверное определение фактической (первоначальной) стоимости товарного знака является одним из условий признания актива в составе НМА. При этом существует проблема их объективной оценки, что влияет на использование их коммерческой ценности.

Первоначальная стоимость нематериального актива определяется его оценкой и не подлежит изменению, кроме как в случаях переоценки (дооценка) и обесценения (уценка) нематериальных активов.

При необходимости ликвидировать компанию, начать бизнес, предоставить залог по кредиту, распорядиться исключительными правами или получить доход от их использования, установить сумму роялти, потребуется оценка НМА, позволяющая измерить ценность нематериального имущества в денежном эквиваленте.

Стоимость товарного знака зависит от оценки, определение которой может содержать в себе интеллектуальный подлог. Манипуляции со стоимостью возможны в ходе проведения оценки и/или переоценки НМА. В результате, стоимость товарного знака может быть:

– заниженной,

– завышенной.

Необходимость занизить или завысить стоимость товарного знака (отклонение стоимости) появляется при реализации имущественного права в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Налогоплательщик уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Намеренно заниженная стоимость отражается на прибыли.

Высокая стоимость товарного знака может использоваться для привлечения новых партнёров и инвесторов. Кроме того, под залог товарного знака можно взять кредит в банке. Также это поможет получить некоторые государственные лицензии, которые требуют наличия у компании большого уставного капитала.

Завышение стоимости исключительного права на товарный знак может использоваться в корпоративном мошенничестве (при реорганизации, оплаты доли участника общества, когда такое право вносится в уставной капитал).

Недооценный актив на балансе результат пороков применённых методов оценки. Это невыгодно в любом случае. Если оценка товарного знака проведена необъективно, это отразится на определении потенциала товарного знака. Недооцененный актив не позволит извлечь максимальную выгоду.

2 комментария

У таких манипуляций какие последствия?

Ответить

В контексте статьи, игры с оценкой могут закончатся  срывом сделки продажи актива или сделки по предоставлению прав на него. Качественный дью дил увидит эти несоответствия. 

Ответить