Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

С начала пандемии мошенники украли с банковских счетов граждан России 2,8 миллиарда рублей, на 70% больше, чем в 2019 году. Компания НЭС расскажет, как межведомственные раздоры мешают банкам и государству защищать плательщиков.

Мониторинг черепашьими темпами

Ужасающие темпы роста киберпреступности в 2020 году продемонстрировали неспособность правоохранительных органов и банковской системы обеспечить адекватную защиту. А ведь были тревожные сигналы. В сравнительно тихом 2018 году Сбербанк и Московский уголовный розыск с гордостью отчитались о совместном разоблачении банды мошенников. В победном пресс-релизе Сбера черным по белому написано, что на проверку подозрительной активности банку потребовалось целых полгода.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Ничего удивительного, что при скачкообразном росте активности преступников во время пандемии медлительная система контроля мгновенно захлебнулась. В декабре 2020 года управление МВД по Челябинской области, не справляясь с потоком заявлений о мошенничестве, официально попросило уральский Сбер притормозить выдачу онлайн-кредитов. Чтобы хоть так защитить наших наивных граждан. Но кредитное учреждение не увидело смысла в такой потере доходов.

Спустя два месяца из полиции прилетела ответочка. Настолько необычная, что могла бы сойти за первоапрельский розыгрыш. Но нет, силовики так не шутят, это был официальный пресс-релиз ГУ МВД России по Москве. Во втором абзаце управление обвиняет службы безопасности банков по трем статьям:

  • Сотрудники банков своим бездействием потворствуют кражам денег со счетов клиентов;
  • Разглашают банковскую тайну;
  • Торгуют персональными данными клиентов.
Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Не смешно, правда? Причиной столь бурной реакции стали результаты проверки 35000 транзакций клиентов Сбербанка, проведенной по поручению Прокуратуры Москвы.

«А в конце, как водится, оргвыводы». Московское ГУ МВД собирается направить обращения в Центробанк и прокуратуру. Прозрачно намекая на небо в клеточку. Присел же в 2020 на два года начальник сектора прямых продаж Сбера Сергей Зеленин. Как раз за утечку данных клиентов.

На следующий день, 2 апреля, пресс-служба Северо-Западного ПАО Сбербанк ответила, что ничего не знает про 35000 транзакций, и вообще Сбербанк никому ничего не передавал. И смех и грех: на заявление московского УВД отвечает питерское представительство. Естественно, они не в курсе, а центральный офис Сбера отмалчивается.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Претензии МВД законны

Стандарт Центробанка СТО БР ИББС-1.0-2010 предписывает банкам реализовывать систему управления рисками, включающую систему обеспечения информационной безопасности (СОИБ). 25 июня Банк России отдельным Положением 716-П уточнил требования к таким системам. В перечень рисков включена возможность присвоения средств клиентов третьими лицами (3.6.2).

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Причем пункт 3.6.4. требует от системы управления рисками контролировать, чтобы кредитное учреждение не нарушало прав клиентов и не причиняло им ущерба.

А вот насколько сберовский Security Operation Center соответствует требованиям регулятора — дело мутное.

Антифрод Сбербанка только обучается?

Факт первый: в сентябре 2020 зампред правления и главный спикер Сбера по финансовым мошенничествам Станислав Кузнецов рассказал, что система антифрод — мониторинга уже создана и спасла 850 миллионов рублей, и 80% клиентов от брокеров-мошенников.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Факт второй: почти полгода спустя, в середине февраля 2021 президент Сбербанка Герман Греф сообщил на пресс-конференции, что, оказывается, разработка системы фрод — мониторинга только закончена.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Факт третий. Сервис Сбера «Проверка на мошенничество» был запущен в июне 2020. Вот он, антифрод?

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Не спешите радоваться. В пресс-релизе была характерная оговорочка: «сервис поможет расширить систему фрод — мониторинга». Похоже, перед нами столь любимый Грефом народный краудсорсинг, информация о мошенниках собирается руками клиентов и посетителей сайта.

Проведем тест. В феврале 2021 года несколько сайтов брокеров-мошенников были заблокированы Роскомнадзором за предложения финансовых услуг без лицензии. Проверим, что о них знает антифрод Сбера.

На сегодня из 5 организаций, официально признанных незаконными, «Проверка на мошенничество» Сбера распознала только одну. 80% мошенников ей неизвестны.

Сбербанк обучал антифрод руками полиции?

Скорее всего, дело было так. По итогам разработки Сбер получил необученный ИИ, нейросеть, пустую базу данных (нужное подчеркнуть).

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Дмитрий Губанов, руководитель направления в лаборатории кибербезопасности Sber Graduate, пишет на сайте, что одна из задач лаборатории — поиск новых источников данных для антифрод — системы.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Надо понимать, подразумевались источники структурированной информации, то-есть база тренировочных примеров. Нельзя просто взять и загрузить в ИИ разноформатные публикации на досках объявлений, форумах и соцсетях, результаты такого обучения будут непредсказуемыми. Сбер попробовал было создать список с помощью сервиса «Проверка на мошенничество». Народ не откликнулся.

Вероятно, после этого кредитное учреждение решило делегировать подготовку базы данных Московскому ГУ МВД. Кстати, а почему не Управлению «К»? Мошенничество с использованием компьютерных технологий — его епархия.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Сотрудники ГУ МВД России Москвы выявляли социальную инженерию?

Какая роль могла отводиться полиции? Дело в том, что созданные до COVID антифрод — системы ориентированы на предотвращение платежей, совершенных без участия клиента банка. Мошенник, завладев картой или ее данными, переводил деньги со своего компьютера (телефона), по своему адресу, привычным ему способом работы с интерфейсом личного кабинета. Антифрод отслеживал изменения:

  • IP-адреса;
  • цифрового слепка;
  • типового сценария платежа.

И подавал тревожный сигнал. Очевидно, что ранее использовавшиеся Сбером американские и израильские антифрод — системы примерно так и работали.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

А в 2020 году внезапно обнаружилось, что при мошенничестве с использованием социальной инженерии владелец карты не меняется, его параметры остаются прежними, и антифрод — система не распознает угрозы.

Для обучения антифрода Сберу понадобился массив данных о платежах, в котором компетентные следователи выделили бы случаи социальной инженерии. Неизвестно, удалось ли банку получить желаемое. Скорее всего, полицейские сначала пытались тихо саботировать, а потом возмутились и заявили, что не будут делать чужую работу.

Перед кем отвечает банк за эффективность антифрода?

Уж точно не перед клиентами. В клиентских договорах Сбербанка, термины fraud, фрод, анти — фрод, фрод — мониторинг отсутствуют вообще. В «Условиях банковского обслуживания» пострадавшим от мошенничества предлагается звонить в банк и писать в полицию, управление «К».

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

И это не только ограничение прав клиента, но и нарушение упомянутого выше Положения Банка России 716-П. Проблема в том, что Закон «О национальной платежной системе» (статьи 8, параграф 5.1, и статья 28, параграф 2), позволяет банку организовывать отслеживание мошенничества в рамках собственной системы управления рисками.

Для чего банку нужна система управления рисками? Для борьбы с убытками. В стратегии управления рисками группы ПАО Сбербанк, раздел «Цели и задачи» так и написано: «минимизация возможных финансовых потерь». Налицо конфликт интересов: не проводя сомнительные платежи, банк теряет доходы.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Банки не защищают клиентов, кивая на ЦБ РФ

Судя по официальным публикациям и ответам на обращения жертв мошенников, Банк России последовательно придерживается политики невмешательства в отношения банков с клиентами. Регулятор утверждает, что:

  • Гражданин России, заключающий договор с незаконным предпринимателем, сам обязан отвечать за последствия;
  • Полномочия ЦБ РФ распространяются только на лицензированные им организации. Мошенники без лицензий — не его ответственность;
  • Возвратные платежи по чарджбэк относятся к оперативной деятельности банков, и у Центробанка нет права в нее вмешиваться.
Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Эти толкования искажают закон 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», статью 56. Согласно которой, Центробанк имеет право и обязан вмешиваться в оперативную деятельность кредитных учреждений в случае нарушения федеральных законов. Это называется надзорная функция.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

За IV квартал 2020 года Центробанк выявил 136 сайтов фейковых банков без лицензии. Спрашивается, зачем? Если регулятор за нелегалов в принципе не отвечает, и не имеет полномочий пресекать?

В статье 74 того же закона прописаны меры, которые Банк России имеет право применять к лицензированным банкам, нарушающим законы. Начиная с штрафа в 0,1% от минимального уставного капитала, это 1 миллион рублей для банков с универсальной лицензией. И вплоть до назначения временной администрации и отзыва лицензии. Санкции применяются, но что-то очень избирательно. За конец 2020 — начало 2021 года лицензий лишились только 6 мелких банков.

В результате, снисходительность регулятора позволяет банкам безнаказанно отделываться от жалоб клиентов шаблонными отписками, и не проводить расследования спорных ситуаций, перекладывая работу на правоохранительные органы.

Истории пострадавших, которых Сбербанк переадресовал в полицию

Крупнейший банк России лидирует и в этом. Каждый отказ в передаче документов клиента на чарджбэк заканчивается предложением обращаться в полицию. Таких случаев очень много, только у нас задокументировано 3300.

Пример 1

Мужчина поверил рекламе псевдоброкера Arotrade, и перевел ему в 2019 году 700000 рублей. Подал в Сбербанк заявление о спорной операции, но получил стандартную отписку: банк не обязан передавать документы на опротестование, решайте вопрос с брокером сами, если считаете его мошенником — обращайтесь в правоохранительные органы.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Пример 2

В начале 2020 года пострадавшего обманули деятели из 24broker, на 50000 рублей. Поскольку он делал платежи с карты VISA Сбербанка, то опротестовал платежи. И получил отказ, с предложением обратиться в правоохранительные органы.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Пример 3

Мнимый брокер Global.FX нагрел гражданина на 13300 рублей в начале 2020 года. Сбер отклонил заявление на чарджбэк, предложив решать дело с брокером в судебном порядке. Либо (сюрприз!) обращаться в полицию.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Проблема в платежах с карты на карту?

Все эти межведомственные разборки только отвлекают внимание от реальных способов решения проблем. Еще в апреле 2020 года Банки.ру, Group-IB и Badbank сообщали, что значительная доля платежей в онлайн — казино и брокерам — мошенникам проходят через платежные шлюзы банков для перечислений с карты на карту (P2P).

По мнению Badbank, криминальная схема реализуется при непосредственном участии отдельных банков. Дело в том, что большое число платежей Card2Card у одного держателя карты — характерный признак отмывания денег. Поэтому большинство банковских платежных форм ограничены лимитами на час и сутки.

Достаточно всему банковскому сообществу установить необременительный суточный лимит в один P2P-платеж по карте, и схеме придет конец. Однако этого не происходит. Совсем наоборот: всем известные кредитные учреждения прогоняют через свои P2P-шлюзы платежи жертв мошенников круглосуточно и безо всяких ограничений.

Полиция против Сбербанка: кто защитит 35000 клиентов от мошенников?

Вот этим обстоятельством полиции действительно стоит заинтересоваться. Как-никак налицо отмывание средств, приобретенных преступным путем, в особо крупном размере, и с использованием служебного положения. УК РФ, статья 174, параграф 4 «б».

#сбербанк, #сбер, #мвд, #полиция, #мошенничество, #фрод

3
7 комментариев