Дефицит и инфляция. Что же на самом деле происходит
Все пишут о дефиците, инфляции, нехватке сотрудников и прочих бедах, которые принесла нам пандемия. Я прочитал много интересных материалов на эту тему, и хочу поделиться с вами их основными тезисами.
Этот материал был изначально опубликован в нескольких постах в моем канале в телеграме @dailykuznetsov и получил неплохой отклик, поэтому я решил собрать все тезисы в статью.
Сложный выбор: инвестировать в овсянку или в криптовалюты.
Начнем с логистического кризиса.
- Кризис в перевозках вызван жадностью на каждом звене логистической цепочки.
- Объемы контейнерных перевозок стабильно росли последние десять лет.
- Пандемия привела к переносу части бюджета потребительской корзины из сферы услуг в сферу потребительских товаров.
- Количество грузов выросло на 15–17%. Но и допандемийный уровень нагрузки на мировую логистическую инфраструктуру уже был очень высок.
- Пандемия повлияла на миграцию рабочей силы: внутреннюю миграцию в Китае и миграцию латиноамериканских рабочих в портах США.
На каждом из участков накапливаются задержки и отклонения, и все это вместе приводит к коллапсу. Что вы делаете в ситуации тотального завала при условии, что у вас есть деньги? Правильно, заливаете ситуацию деньгами: увеличиваете зарплаты рабочим, обеспечиваете больше рабочих часов, немедленно вкладываетесь в развитие инфраструктуры. Но вы не заканчивали университет из Лиги Плюща. А топы логистических компаний заканчивали. И что делают логистические компании? Правильно — считают профиты.
Никогда еще бизнес в этой индустрии не имел такой маржи:
- Владельцы судов получают больше денег за длительный фрахт.
- Владельцы портов зарабатывают на штрафах за длительное хранение контейнеров (помимо и так возросшего количества перевозок)
- Транспортные компании зарабатывают на повышенных тарифах в связи с дефицитом судов и грузовиков. Грузовики и суда при этом существенную часть времени простаивают в портах, а зарплаты водителей (необходимых, чтобы получить больше грузовиков и разгрузить порты) не меняются.
- Ритейлеры получают больше денег от возросшего потребления и повышения цен в связи с дефицитом.
- Ну а покупатели получают деньги от стимулирования экономики.
Нигде в этой цепочке нет задачи доставить товар. Грубо говоря: зачем продавать два Playstation 5, когда можно продать один с двойной маржой, сославшись на COVID–19 и логистический кризис. Война всё спишет. Ой, то есть Ковид.
Почему Лада Веста Спорт стоит в регионах 1,7 миллиона рублей?
Продолжим рассуждения об инфляции и дефиците кризисом с производством полупроводников. Как вы догадались, причиной, как в случае с логистикой, является жадность.
- В мире существуют всего несколько десятков крупных производственных линий, которые могут производить массовые микрочипы (10 из них — это заводы TSMC).
- Производственная линия печатает «вафлю» (или, как ее еще называют, плиту) определенного размера (150/200/300 мм), на которой располагаются чипы. Чип состоит из транзисторов, размер каждого из которых исчисляется в нанометрах (в одном миллиметре миллион нанометров).
- Технологический процесс современных принтеров предполагает размер транзистора 5–19 нанометров (для сравнения: Apple M1 — 5 нм, Ryzen 9, он же AMD Zen 3 — 7 нм, Intel Adler Lake — 10 нм)
Что же происходит:
- Десятилетиями производители микрочипов вкладывают деньги в постоянное обновление производства, чтобы удовлетворить спрос на все более сложные дизайны
- Производства бронируются по принципу аукциона и заранее: выкупаются производственные мощности на конкретной фабрике под конкретный дизайн чипа.
- Спрос на чипы постоянно растет
- Одна вафля 300 мм вмещает большее количество транзисторов по 5 нм чем, например, по 90 нм. При этом современные чипы, как правило, содержат большее количество транзисторов.
- На производство одной вафли уходит примерно одинаковое количество ресурсов — кремния и редкоземельных металлов — не важно, по 90-нм процессу она делается или по 5-нм.
- Линия может печатать только в рамках определенного технологического процесса
Ну вы поняли:
- Пандемия подстегнула потребление (а не сократила его, как предполагали корпоративные аналитики в начале)
- Кризис логистики и трения вокруг редкоземельных металлов создали небольшой дефицит с поставками сырья
- Производственные мощности выкупаются более маржинальными производствами: чипами для айфонов, видеокарт etc.
- Количество линий, работающих по устаревшим процессам, сокращается
- Автопроизводители и производители бытовой электроники не вкладывают деньги в дизайн новых чипов и используют старые дизайны по устаревшим технологическим процессам — потребляющим достаточно много сырья и приводящим к тому, что на одной вафле размещается меньше чипов.
- В связи с пандемией с нехваткой низкоквалифицированной рабочей силы столкнулись упаковка и доставка (все те же ограничения миграции сезонных рабочих, закрытия в связи с карантинами etc). Сами производственные линии микрочипов требуют очень ограниченного участия человека.
Конкуренция за производственные мощности приводит к тому, что более маржинальные и современные получают преимущество. Об этом прямо говорит CEO Intel в контексте автопроизводителей на автошоу в Германии, в послании, призванном ускорить инновации в IT-части автопроизводителей: «Я произведу им столько 16-нм чипов, сколько они хотят». Но большая часть автомобильной индустрии использует устаревшие дизайны по 90-нм технологическому процессу, который невыгоден производителям чипов.
Вторая часть проблемы: столкнувшись с задержками поставок на фоне растущего спроса, дилеры, продающие автомобили конечному потребителю, решили компенсировать недостающую маржу от меньших продаж повышением наценки, а затем вошли во вкус, заметив, что спрос не падает (не падает соразмерно росту наценки, в той же России спрос глобально падает, но маржа это компенсирует). И тут мы повторим фразу из предыдущего поста: автодилеры никогда не зарабатывали так много, как сейчас.
На всех этапах цепочки все зарабатывают больше, чем раньше.
- Автопроизводители не спешат вкладывать в расширение производства дефицитных компонентов, поскольку скоро грядет переход глобальный переход на электромобили и основные капитальные затраты идут туда. Текущий рост спроса в пандемию был не запланирован, все проблемы можно списать на COVID-19 и просто поднять цены.
- Производители чипов зарабатывают больше, тупо подняв цену в связи с дефицитом.
- Дилеры зарабатывают много как никогда на этом пиршестве, в глубине души понимая, что на их веку такого праздника больше не будет — их долю отжирают другие посредники: каршеринги, лизинги от производителей и крупных банков и прямые продажи. Шоу-румы, тест-драйвы и продавцы в прекрасном новом мире не нужны, и как бы ни хорохорились барыги, они не настолько глупы, чтобы этого не осознавать — и живут по-максимуму, как это сейчас модно, в моменте.
Список статей которые более подробно раскрывают мои тезисы:
- I’m A Twenty Year Truck Driver, I Will Tell You Why America’s “Shipping Crisis” Will Not End — Medium
- A 20-year truck-driving veteran explains why the solution to the supply-chain crisis is in sight but greed is getting in the way — Business Insider
- Unclogging The Ports Will Not Fix The Supply Chain’s Even Bigger Trucking Crisis — Forbes
- Chipmakers to carmakers: Time to get out of the semiconductor Stone Age — Fortune
- https://www.businessinsider.com/labor-shortage-how-pandemic-changed-american-spending-retail-jobs-2021-12
- https://www.cnbc.com/2021/12/04/how-amazon-beats-supply-chain-chaos-with-ships-and-long-haul-planes.html
Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и управлении продуктами