Проверка контрагентов службой безопасности: чек-лист, как пройти проверку
Рассказываем, что проверяет служба безопасности при заключении договора и как подготовиться к проверке.
Борьба с отмыванием денег
Приветствуем! На связи «Репутация Москва», агентство, удаляющее негативные отзывы, видео и клевету из интернета. На момент написания статьи мы удалили более 3500 негативных ссылок, вредящих репутации наших клиентов.
В середине 2000-х годов в России ежедневно возникало множество фирм-однодневок. Фиктивные организации создавались недобросовестными бизнесменами для уклонения от уплаты налогов.
Фирмы-однодневки работали по схеме:
- После заключения договора на счет фиктивной фирмы поступала оплата.
- Сделка существовала только на бумаге, услуги не предоставлялись.
- Покупатель получал документы, по которым снижал сумму налоговой базы на НДС.
- Деньги со счетов фиктивной фирмы выводились на заграничные счета или в офшоры.
В рамках борьбы с отмыванием денег госорганы стали требовать проведения службой безопасности предприятий проверки контрагентов и ввели термин «коммерческая осмотрительность». Недостаточная осмотрительность могла стать основанием для признания судом сделки фиктивной, а деятельность фирм — направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.
О коммерческой осмотрительности впервые заговорили в 2015 году. Недобросовестный контрагент был признан виновным в хищении крупной суммы у центра судоремонта «Звездочка», расположенного в Мурманске. В рамках договора об обслуживании кораблей «Звездочка» перевела на счет контрагента более 40 млн рублей. Деньги исчезли, а договорные обязательства так и остались не выполненными.
Ужесточение мер
Поначалу проявить осмотрительность означало провести формальную проверку контрагента, пока в августе 2017 года не начала действовать статья 54.1 НК РФ. Появился регламент проверки контрагента, согласно которому для проявления осмотрительности необходимо проверить у потенциального партнера:
- деловую репутацию;
- квалификацию сотрудников;
- платежеспособность;
- финансовое состояние;
- наличие чрезмерной долговой нагрузки;
- риск банкротства;
- наличие оборудования и ресурсов, необходимых для выполнения сделки.
В НК РФ подробно разъясняются критерии для проверки контрагентов, но факт остается фактом — оценка деловой репутации является одним из ключевых методов борьбы со злоупотреблением прав налогоплательщиков.
Наш кейс: клиенту отказал в обслуживании европейский банк. Причина отказа — негативные упоминания в интернете, обнаруженные в ходе проверки контрагента службой безопасности банка. Наши специалисты легально удалили наиболее токсичные упоминания, а к другим добавили пояснения, нейтрализовав негатив.
Итог: клиент прошел комплаенс-проверку.
Регламент проверки контрагента
Согласно регламенту проверки контрагента, сотрудники СБ в первую очередь проверяют подлинность наименования организации, ОГРН, ИНН и коды ОКВЭД. Задачи СБ — обнаружить признаки фиктивной фирмы и оценить потенциальный риск сотрудничества с бизнес-партнером.
Проверка контрагентов службой безопасности предполагает применение следующих методов:
- Физические: посещение головного офиса бизнес-партнера, проверка активов, оценка оборудования, собеседование с сотрудниками.
- Информационные: анализ данных, полученных из различных баз и источников.
По регламенту проверки контрагентов при заключении договора запрашивается следующий перечень документов:
- копия устава предприятия;
- копия ИНН;
- копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя бизнес-партнера;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- копия лицензии, если партнерство предусматривает лицензирование.
Что проверяет служба безопасности при заключении договора:
- Финансовую устойчивость. Для минимизации риска возникновения невозвратной задолженности проводится анализ документов из налоговой.
- Репутацию. Изучается чистота информационного поля бренда — отзывы клиентов, сотрудников, упоминания в СМИ, группы в социальных сетях и сайт контрагента.
- Статус юридического лица. Уточняется наличие дочерних компаний и упоминание руководителей в списке дисквалифицированных лиц.
- Связи и суды. Изучается информация об участии в судебных спорах, долгах и возможной связи с конкурентами.
- Опыт. Служба безопасности анализирует данные о контрактах, партнерах, участии в тендерах и ищет упоминания о контрагенте в реестре недобросовестных поставщиков.
Наш кейс: клиент не мог пройти регистрацию на международный экономический форум. Мешал устаревший негатив — видеоролики и статьи в интернете, которые попали в заключение службы безопасности форума по проверке контрагентов. Наши специалисты легально удалили неактуальную информацию.
Итог: проверка контрагента службой безопасности не выявила угроз, и наш клиент успешно прошел регистрацию на форум.
Регламент проверки репутации контрагента
По деловому имиджу судят о благонадежности контрагента. Сильная репутация — гарантия сделки и отсутствия рисков сотрудничества с потенциальным бизнес-партнером.
Служба безопасности при заключении договора проверяет:
- Поисковую выдачу. Для оценки деловой репутации контрагента выполняется поиск брендовых запросов «компания отзывы» и «компания отзывы сотрудников».
- Социальные сети. Проводится оценка сообществ компании, тональности общения с клиентами и заполненности профилей ключевых сотрудников.
- Сайт компании. Сайты фиктивных фирм отличаются плохим дизайном, отсутствием раздела с отзывами и сканами документов.
- Сайты с отзывами. СБ проверяет информацию на отзовиках, картографических сервисах и антиджоб-ресурсах. При наличии множества токсичных отзывов риск получить отрицательное заключение службы безопасности по проверке контрагента существенно возрастает.
- Репутационные документы. Изучаются презентации, прайс-листы, рекламные каталоги — все, что подтверждает опыт и квалификацию контрагента.
- Рекомендательные письма. Получение стандартного комплекта документов, необходимых для проверки, а также рекомендательных писем от партнеров контрагента признается судами проявлением должной коммерческой осмотрительности.
Пример из судебной практики: в Арбитражный суд Свердловской области была подана кассационная жалоба. Истец требовал отменить решение налоговой инспекции о начислении НДС в размере более 12 млн рублей за сделку с недобросовестным контрагентом. Истец настаивал, что не несет ответственности за действия контрагента.
Суд отклонил жалобу, постановив, что истец не предпринял необходимых мер по проверке репутации спорного бизнес-партнера и тем самым принял на себя риск наступления негативных последствий (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2020 по делу № А60-8345/2019).
Чек-лист проверки контрагента
- Дата регистрации юридического лица, подлинность реквизитов и контактов.
- Массовость адреса.
- Соответствие действительности сведений из ЕГРЮЛ.
- Чистота деловой репутации.
- Подтверждение опыта.
- Связь с конкурентами.
- Участие в судебных спорах.
- Степень долговой нагрузки.
- Наличие просроченных платежей по кредитам.
- Потребность в дополнительном финансировании.
- Налоговая задолженность.
- Полномочия руководителей.
- Наличие руководителей в списках дисквалифицированных лиц.
- Наличие производственных ресурсов для выполнения обязательств.
- Дополнительные сведения, обусловленные спецификой сделки.