Перспективы рынка рассрочки BNPL в 2022 году

Перспективы рынка рассрочки BNPL в 2022 году

В последнее время появляются новые возможности приобретения товаров без денег. Меня зовут Владислав Чернов, и я хочу поделиться данными и мнением на перспективы развития сервисов рассрочки в России. Меня с нашей командой Creative Motion привлекли для проведения исследования и технической разработки платформы продажи товаров в рассрочку по модели BNPL.

Рынок рассрочки в РФ только начинает формироваться и отстаёт от своих западных аналогов на 2 - 3 года, что даёт возможность примерно экстраполировать ситуацию с темпами роста в США в 2019 году с ситуацией в РФ в 2022 году.

По данным аналитического агентства Grand View Research из США, размер рассрочки BNPL В 2019 году составлял 945 млн $ и продолжает расти на 22,8% в год до 2028 года. Прогнозируется, что к 2025 году объем BNPL платежей вырастет в 10-15 раз (в зависимости от источника исследования).

В некоторых странах динамика ещё более внушительна, чем в США, например, в Швеции и Германии уровень проникновения среди населения был в 10 раз выше.

Россия стремительно догоняет Запад. Задачу облегчает возможность использования уже отработанных моделей и технологий. Ещё один фактор ускоряющим развитие BNPL является развитие онлайн-торговли.

Так по данным исследований 2020 году в России, продажи онлайн-магазинов выросли на 58% до 2,7 трлн рублей. Число заказов из интернет-магазинов добралось до 830 млн, а средний чек оказался самым высоким на рынке — 6205 рублей. По прогнозам исследователей, к 2024 году он вырастет еще на 34%.

Выгода для покупателя

Покупатели получают возможность разделить стоимость покупки на 4 части и оплатить ее в течение 3-х месяцев. Первые 25% суммы вносится сразу, а остальные платежи списываются автоматически каждые 30 дней. Решения BNPL предлагают клиентам, желающим совершить покупки:

· упрощенный процесс оформления заказа

· проценты за рассрочку платит продавец

· фиксированный график платежей

· быстрое одобрение

· нулевой процент

Такие решения позволяют клиентам тратить больше, чем они могут при использовании других способов оплаты.

Выгода для продавца

По данным Forbes рассрочка даёт весьма ощутимый эффект:

· рост среднего чека на 41 %

· увеличение количества покупок на 27%

· повторные продажи через несколько месяцев

· возможность брать рассрочку тем, кому отказали в кредите

Последний фактор один из ключевых. При высокой закредитованности населения ,многие не подходят под требования банков из-за наличия нескольких кредитов, низкого официального дохода или плохой кредитной истории. При рассрочке, необходимости запрашивать данные из Бюро Кредитных Историй не было, но ЦБ в письме от 01.11.21 пытался внести оганичения по выдаче рассрочки и приведением её выдачи в соответствие с 353-ФЗ.

Некоторые дейтсвия работы по данной схеме попали под ограничения. Рекомендации включают в себя подачу даннных в БКИ и соблюдение требований по минимальному доходу. Это замедлило выход новых платформ на время, но юристы нашли выход и из этой ситуации.

На чём зарабатываются деньги

Доход кредитных организаций формируют следующие составляющие:

· комиссия в размере 2-6% с розничных продавцов за предоставление услуги

· 28 % поступает от штрафов за просрочку платежа от пользователей

· возможность продажи дополнительных страховок клиентам

· возможность и продажи дополнительных услуг мерчандам

Так как рассрочка предоставляется всего на 2-3 месяца, то в годовом исчислении доходность для банка выше доходности по кредитным картам, при сопоставимом невозврате в 6-8%.

В чём отличие от кредита

Продажа в кредит и в рассрочку имеет сходства, но основные отличия вот в чём:

· ограничение по сроку до 3-х месяцев

· возможность получения без паспорта

· нет необходимости подтверждать доход

· положительная кредитная история не обязательна

· ограничение по суммам от 3500 руб. до 30 000 руб.

Перспективы развития

Ведущей платформой, предоставляющей рассрочку является Klarna, она уже несколько лет работает в 19 странах Европы. Ведущая компания из США Afterpay, сделка по её продаже составила 29 млрд.$.

В настоящий момент в России, программы продажи в рассрочку по модели BNPL есть у таких банков как: Тинькофф, Home Credit, Совкомбанк, ВТБ совместно с VK. Кроме банков подобный продукт появился у Мегафон, проект "Сплит" запустил Яндекс, анонсировал выпуск Wildberis.

Несколько участников рынка ведут переговоры по созданию BNPL платформ в специфических товарных нишах. Впечатляющая статистика Западных сервисов и перспективы растущего тренда вплоть до 2028 года, делают данное направление весьма привлекательным на рынке финансовых услуг. Одно из основных условий успеха - верно выбрать относительно свободную целевую нишу и модель развития.

3
9 комментариев