Не время унывать: как запускать успешный бизнес при турбулентности

Каждый новый кризис губит множество компаний. Потерявших гибкость, не имевших ресурсов для выживания, оказавшихся под ударом валютного курса. Но одновременно с этим молодой бизнес, который сумеет нащупать новые незакрытые потребности, имеет хорошие шансы занять освободившиеся доли рынка. Рассказываем о том, кому это удалось и как повторить успех.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

В кризис естественным желанием любого человека становится стремление сохранить имеющиеся средства, не ввязываться в экономические авантюры с неопределенным исходом. Но, во-первых, в нынешней ситуации целые секторы экономики более или менее готовы к нестабильности: уроки прошлого выучили, а коронавирусные ограничения дали возможность повторить пройденное. Запущены и работают по-настоящему эффективные механизмы поддержки: от акселераторов и финансовых платформ, до агрегатора заказчиков и производителей под эгидой МСП, дающего доступ к огромному массиву закупок. Во-вторых, нельзя забывать, что именно в те периоды, когда по всей стране ломается ландшафт бизнеса, всегда открываются новые участки «чистой воды». Вот лишь несколько историй успешного запуска на нестабильности, произошедших в последние годы в России.

Рожденные в кризис

Посткризисный 2015 год вообще богат на новые успешные проекты из сферы fintech. Именно тогда, например, в сторе Google Play появилось мобильное приложение с непритязательным названием «Кошелек». В нем можно было заказать в одном из банков-партнеров виртуальную дебетовую карту и расплачиваться ею при помощи модуля NFC.

Со временем функциональность приложения росла – появились поддержка кэшбеков, хранилище скидочных карт и пр. Спустя шесть лет, в 2021 году, контрольный пакет разработчика «Кошелька» ООО «Бесконтакт» приобрел «Тинькофф». Стороны не комментируют стоимость сделки, но рыночные эксперты оценивают ее в несколько миллиардов рублей. Цифра выглядит адекватной, особенно если учитывать, что сейчас у «Кошелька» более 20 млн клиентов, а количество оцифрованных карт перевалило за 300 млн.

Возьмем пару примеров из других отраслей. С «дефолтного» 1998 года, резко обрушившего уровень жизни и без того небогатого населения страны, начинается история одного из крупнейших отечественных ИТ-ритейлеров, компании DNS. Ее основатели на пике кризиса открыли один единственный магазин во Владивостоке, который со временем вырос в огромную торговую империю, состоящую из 2,7 тыс. точек продаж с оборотом 562 млрд руб. и прибылью 25 млрд руб. в год. В 2020 году DNS обошла по своим экономическим показателям «М. Видео Эльдорадо».

Завершим парад «рожденных в кризис» интернет-магазином одежды и обуви KupiVIP. В кризисном 2008 году идея создать закрытый шопинг-клуб в формате онлайн, занимающийся продажей складских остатков модных марок, оказалась на удивление удачной. Уже в 2011 году KupiVIP запустила свои бренды одежды, а в 2013-м – предложила услуги собственной логистической службы другим интернет-магазинам.

И хотя в 2021 году компания, не выдержав демпинга, пала под давлением крупных маркетплейсов, это не отменяет того, что в лучшие годы она сотрудничала с более чем 3 тыс. поставщиков и за время своей деятельности получила $120 млн от различных инвестиционных фондов.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Где искать перспективные бизнес-ниши

Период неопределенности не продлится долго, так или иначе ситуация стабилизируется в перспективе одного года или меньше. Поэтому для старта нового бизнеса предпочтение стоит отдавать нишам, в которые можно войти без больших капитальных вложений и с коротким сроком окупаемости. Много таких возможностей традиционно можно найти на рынке услуг.

Так как цены растут, а доступность многих товаров падает, должен наступить ренессанс для всякого рода мастерских по ремонту, ателье и других небольших предприятий, которые помогают продлить срок жизни предметов обихода. Уход таких гигантов, как Ikea, может положительно сказаться на рынке DIY.

В период разрыва логистических цепочек то тут, то там возникают локальные ниши дефицита, которые надо постоянно искать. Помните первые месяцы пандемии? Тогда только ленивый не заработал на торговле медицинскими масками и антисептиками. Будем надеяться, что такой глобальной нехватки товаров в этот раз не образуется, но при должной наблюдательности можно быстро отыскивать и удовлетворять самый неожиданный спрос.

Традиционно перспективной останется ниша ИТ-проектов. Проблемы с поставками полупроводниковой продукции могут сильно сказаться на компаниях, занимающихся оборудованием, зато программные решения будут особенно востребованы в контексте импортозамещения, когда внезапно освободились огромные куски национального рынка.

В кризис, как это ни печально, многие люди теряют работу. И никакая служба занятости не поможет инвестиционному аналитику переучиться на оператора дрона. А в маляры захотят идти не все. Поэтому здесь наверняка откроется простор для развития сервисов профессиональной переподготовки. А так как пандемия отступила, ставку уже можно делать на очное обучение, что расширяет спектр направлений.

Как видите, пространство вариантов ограничивается лишь фантазией и способностью быстро и объективно анализировать рынок.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Антикризисные правила начинающего предпринимателя

Новый кризис, в который мы продолжаем погружаться, далеко не первый и точно не последний. Поэтому опыт давно сформировал несколько простых правил, следование которым поможет избежать грубых ошибок.

  • Хорошим ходом является предоставление клиентам возможности сэкономить, получить осязаемую выгоду, приобрести многофункциональный товар. Психологическое состояние аудитории, о котором говорилось в самом начале статьи, станет дополнительным стимулом для принятия решения о покупке продукта.
  • Не следует экономить на рекламе и вообще способах продвижения. Новому бизнесу необходимо выйти на окупаемость в самый короткий срок, а для этого нужна аудитория, которая органически будет расти слишком медленно.
  • Эффективным может оказаться поиск клиентов в неожиданных местах. Вирусный маркетинг, партизанский маркетинг, эмбиент медиа – в ход может идти все. Причем, это та сфера, где лучше не оставлять решения inhouse. За запасом креатива логично обратиться в специализированные агентства — свежий взгляд и хорошее знание актуальных методик будет их серьезным преимуществом.
  • В период турбулентности могут показать свою эффективность нестандартные каналы сбыта. Возможно, временные, ограниченной емкости, очень нишевые – все они помогут сократить срок выхода на окупаемость. Конкретные рекомендации здесь дать сложно, так как все зависит от специфики бизнеса.
  • Обязательно использовать все возможности, предоставляемые государственной поддержкой. Льготные кредиты, налоговые каникулы, субсидии – все пойдет на пользу экономики проекта. Не следует забывать и о других инициативах. Так, например, федеральная «Корпорация МСП» сейчас помогает предприятиям малого и среднего бизнеса со сбытом продукции и поиском партнеров на специальной цифровой платформе «Производственная кооперация и сбыт». Сервис объединяет поставщиков и заказчиков, уже сейчас в базе более 9000 компаний и работает в том числе витрина закупок малого объема, до 500 тысяч рублей. Платформа специально создавалась в помощь субъектам МСП, но в в то же время с друой стороны, со стороны потребителей, к ней в ближайшее время подключатся крупные торговые сети, которые диверсифицируют закупки.
  • Новый век дал предпринимателям уникальную возможность собирать бизнес буквально из кирпичиков, в роли которых выступают многочисленные онлайн-сервисы и облачные платформы. Сейчас буквально за пару дней можно практически полностью построить бекенд бизнеса, просто объединив сервисы CRM, логистики, бухгалтерии и т. д. С учетом обстоятельств, предпочтение, конечно надо отдавать отечественным решениям. Витрину может предоставить Wildberries или Авито, фулфилмент – СДЭК или Shiptor, бухгалтерию – СБИС или «Моё дело». Вопрос лишь в поиске самых удобных тарифов.

Процитируем классика: «Цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!» Кризис – это не время созерцать окружающий беспорядок и думать о вечном. Множество дисбалансов вокруг – это множество возможностей для предпринимателя, которые в более спокойные времена ему бы просто не представились. Поэтому действовать надо сейчас.

55
1 комментарий

Значит, клиентам экономить давать, а самим не экономить - где профит? )

1
Ответить