Себестоимость продуктов питания в России: из чего складывается, роль затрат "на бюрократию"
Из чего складывается себестоимость продуктов питания на российском рынке? Какие статьи затрат производителя и «по дороге» у нас выше, чем в развитых странах? Какая добавка к стоимости основных продуктов питания получается за счет мер госрегулирования и госконтроля?
Как обычно, себестоимость складывается из затрат на сырьё, аренду, зарплату и различные накладные расходы. При этом продукты продовольствия - это очень широкий список и у всех свои особенности структуры этих затрат. Более того, у производителя и у импортёра одних и тех же макарон будет разная структура.
Однако в целом можно выделить одну особенность России по сравнению с условными "развитыми" странами - у нас традиционно более высокая стоимость коммерческого кредита в силу странной политики ЦБ. Высчитать такую добавку "в среднем" не представляется возможным, т.к. рынки очень разные - у красной икры и чипсов эти затраты совершенно разные. Кроме того, из маркировки продуктов сейчас активно маркируется только молочная продукция. По логистике платон оказывает на пищевую отрасль гораздо большее влияние с точки зрения повышения себестоимости, чем сертификации и прочее регулирование. "Платон" во многом подталкивает рост цен на низкомаржинальные продуты питания вроде картофеля или яблок - вплоть до 5% роста.
Все страны стараются бороться с контрафактом через внедрение контролирующих систем, и ничего тут уникального для России нет. Разве что в нашей стране активная работа в этом направлении началась сравнительно недавно. В США, например, важное место в структуре занимает Закон о модернизации безопасности пищевых продуктов (FSMA), который, в сущности, проявляется в тех же методах маркировки продукции, которая сейчас вводится у нас - бар-коды, водяные знаки и др. И точно также в прессе постоянно возникают публикации о росте цен на продукты из-за этой маркировки. Однако рынки еды в числе самых "подделываемых" по всей планете из-за поведения потребителей - как правило люди привержены определённому бренду, и при этом очень чувствительны к цене. Поэтому, увидев любимое вино или печенье вполовину дешевле, люди что в развитых, что в развивающихся странах редко задают себе экономические вопросы про структуру себестоимости.