Манипуляции с ценами как вариант налоговой оптимизации. Последствия для налогоплательщика

Многие владельцы бизнеса считают, что налоги — это та статья расходов, которую нужно снижать любыми доступными способами. Как вариант уменьшения налоговой нагрузки некоторые из них выбирают занижение или завышение цены на реализуемую продукцию. Законна ли такая оптимизация и какие могут быть последствия, расскажем в статье.

Основные цели ценовой «оптимизации»

Намеренно завышая или занижая цены на реализуемые товары/услуги, предприниматели преследуют определенные цели, а именно, хотят:

  • уменьшить налог на прибыль, НДС (если продавец является его плательщиком) или НДФЛ;
  • сохранить за собой право использовать упрощенную систему налогообложения (в 2022 году предел дохода для УСН 219,2 млн. руб.);
  • избежать перехода на повышенную ставку (при получении дохода свыше 164,4 млн. руб. ставка налога для УСН «Доходы» — 8%, УСН «Доходы минус расходы» — 20%);
  • воспользоваться льготой по налогу на прибыль, НДС и страховым взносам (для IT-компаний или предприятий, выпускающих радиоэлектронную продукцию, у которых доля доходов от собственных наработок составляет не менее 90%).

Как правило, получение выгоды зачастую сопряжено с определенными рисками. Ведь налоговая служба может прийти с проверкой в любой, самый неподходящий момент. В таком случае велика вероятность, что компания понесет более значимые расходы, чем экономия, полученная в результате манипуляций с ценами.

Что проверяет налоговая

Право оценки правомерности выставления цен и их соответствия рыночным принадлежит ФНС России. Причем контроль проводится только в рамках специальных мероприятий. Это означает, что его не осуществляют при камеральных или плановых выездных проверках. Кроме того, в поле деятельности ФНС могут попадать только так называемые, «контролируемые» сделки:

  • Между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, если сумма по сделкам за год превышает 1 млрд. рублей, в исключительных случаях — 60 млн. рублей.
  • Внешнеторговые, где одна сторона — резидент офшорной зоны, а сумма реализованных контрактов за год более 60 млн. рублей.
  • Внешнеэкономические по товарам мировой биржевой торговли, независимо от суммы.

Если контракты, заключаемые вашей компанией не подпадают ни под один из этих пунктов, но были другие, с намеренно заниженной или завышенной ценой, риск все равно существует. Несмотря на то, что цены, применяемые в иных случаях, признаются рыночными (ст. 105.3 НК РФ), а продавать свою продукцию ниже себестоимости никто не запрещал, есть некоторые нюансы.

В рамках выездной или камеральной проверки может быть выявлены так называемые «многократные отклонения» цен от среднерыночных. К этой категории нарушения налоговики относят сделки с одним лицом, где цена более чем на 52% отличается от контрактов с прочими контрагентами. Это может быть расценено как признак получения необоснованной налоговой выгоды со всеми вытекающими последствиями. Наличие таковой доказывается исключительно в совокупности с другими присутствующими факторами:

  • сделки заключены со взаимозависимыми лицами;
  • разумные экономические причины установления заниженной цены отсутствуют.

Приведем простой пример. ООО «Север» производит холодильники. Их себестоимость 5 000 рублей. В течение года предприятие заключило пять договоров с ИП Иванов И. И. (учредителем компании), на приобретение 100 единиц оборудования по цене 4 000 руб. В это же время, для других покупателей, цена реализации этих же холодильников составила 9 тыс. рублей. Факт преднамеренного занижения цены налицо. Во-первых, ИП Иванов И. И. и ООО «Север» — взаимозависимые лица. Во-вторых, отклонение цены продажи от среднерыночной превышает 52%. Кроме того, предприятие не предоставило ни одного доказательства экономической обоснованности таких сделок. Все это свидетельствует о том, что компания преследовала цель сэкономить на налоговых отчислениях. В результате, налогооблагаемая база ООО «Север» по налогу на прибыль и НДС была занижена на 500 000 рублей.

Что грозит налогоплательщику за «игры» с ценами

Прежде чем заниматься ценовыми манипуляциями, нужно взвесить все «за» и «против». Ведь потери могут быть довольно существенными и повлиять не только на финансовый результат компании, но и дальнейшую судьбу руководителя. Нарушителю грозит:

  • доначисление налогов, пеней за их несвоевременную уплату;
  • штраф — 20% от размера недоимки, а при установлении умысла в действиях налогоплательщика — 40%;
  • административный штраф за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, а также за грубое нарушение бухгалтерского учета (ст. 15.6, 15.11 КоАП РФ);
  • привлечение к уголовной ответственности, если размер недоимки существенный (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ).

Для минимизации указанных рисков в компании всегда должны быть наготове документы, доказывающие экономическую обоснованность реализации товара по ценам, отличным от среднерыночных. Как вариант — объяснить разницу маркетинговым ходом, оформить как скидку, например за 100% предоплату или за соответствующий объем. Главное, не забыть такую возможность отразить в учетной политике. Слова для налоговой инспекции ничего не значат.

Сегодня существует довольно много абсолютно законных, и при этом эффективных способов оптимизации налогообложения для снижения нагрузки на бизнес. Если вас интересует данный вопрос, обращайтесь в нашу компанию «ТопБухгалтер». Связаться с нами можно несколькими способами: по телефону 8 800 333 35 42, электронной почте info@topbuh. ru или заказав обратный звонок на сайте https://xn--80abgj3aohnkghy. xn--p1ai/.

Подписывайтесь на наш Телеграмм канал, где обсуждаем льготы для бизнеса на человеческом языке.

Начать дискуссию