Бизнесь-модель, которая должна работать
Для чего нужно видеть свою бизнес-модель?
Для того, чтобы видеть откуда деньги приходят и куда они уходят.
Бизнес-модель любой компании состоит из 9 базовых компонентов в которых происходят свои бизнес-процессы. Бывает так, что 1 из компонентов создают иллюзию неработоспособности всей модели, а бывает так, что во всей модели всего 1 компонент действительно является эффективным. Для того, чтобы ваша бизнес-модель была максимально конкурентоспособной в настоящих условиях, рекомендуется разбирать каждую ячейку отдельно и проверять её на исправность.
Порядок компонентов в данной статье не имеет никакого отношения к градации по важности, здесь каждая звено является неотъемлемой частью.
1) ЦА — целевая аудитория.
ЦА — портрет (фактический и потенциальный) вашего клиента. Чем подробнее описана ЦА, тем эффективнее работают КС и УТП. Основные критерии, по которым нужно формировать ЦА: Пол, возраст, географическое расположение, семейное положение, уровень платежеспособности, уровень образования, отрасль, хобби. Всегда надо чётко понимать и видеть свою ЦА, разделять массовый рынок от нешивого.
2) УТП — уникальное торговое предложение.
Простыми словами УТП — почему потребитель должен купить у вас, а не у конкурентов. То есть УТП должно чётко отражать 2 момент: какую проблему решает и какую ценность в себе несёт. И эта ценность, должна быть выше установленной рыночной цены.
3) КС — каналы сбыта.
Под КС мы понимаем те инструменты и механизмы, используемые для реализации нашей продукции. Пример: социальные сети, баннеры, холодные звонки, сайт, шоурум и так далее. Нужно всегда мониторить и видеть, какие каналы сбыта являются самыми эффективными с точки зрения ROI, соответствуют ли выбранные каналы сбыта нашей ЦА. А также должна быть категория — на что внимание не обращают вообще, то есть совершенно не рабочие.
4) ТК -технологическая карта.
ТК может быть не только в общепите и промышленности, а точнее она должна быть в каждой компании. ТК — своего рода дорожная карта, которая содержит в себе все элементы и процессы для создания нашего конечного продукта. Очень важно смотреть, как каждый компонент и процесс влияет на себестоимость вашего продукта.
5) КР — ключевые ресурсы.
КР делятся на 4 основных типа: интеллектуальные, человеческие, финансовые и инфраструктурные. Каждый из этих типов играют одинаковой важности роли. Основной вопрос, который здесь нужно решить — каких ресурсов не хватает в вашей модели и почему?
6) СР — структура расходов.
СР — то, куда уходят деньги. Сюда мы относим: бюджетирование и финансовый план, ключевые затраты (аренда, ФОТ, реклама). Здесь нужно всегда смотреть какие ресурсы самые дорогие и почему? А также, какие виды деятельности обходится дороже всего? Задача этого пункта — сокращение текущих расходов.
7) СД — структура доходов.
Если СР показывает нам куда уходят деньги, то СД откуда приходят. То есть от каких сегментов ЦА, рассматриваем какие сегменты ЦА наиболее выгодны и саму цепочку монетизации. Насколько она актуально и как её можно дополнить.
8) ПП -партнёрская программа.
Под партнерами мы понимает не только партнёров по рекламе, но и всех внешних объектов, которые обеспечивают хозяйственную деятельность компании. Это поставщики и контрагенты, одних и вторых нужно всегда анализировать, скорее даже не их самих, а те условия, которые они предлагают нашей компании. ПП всегда может быть выгоднее чем сегодня.
9) КСК — коммуникация с клиентами.
С помощью чего выстраивается общение с вашими клиентами (телефон, почты, социальные сети, живые встречи, письма). КСК нужно для того, чтобы отвечать на 2 вопроса: какие ожидания у вашего клиента? оправданы данные ожидания или нет? Если нет коммуникации с клиентами, то о каких продаж говорите?
Задача этой статьи — познакомить вас с понятием БМ и её составляющими, так как отсутствие чёткого понимания и видения модели влечет за собой непредвиденные и нежеланные издержки.
Поэтому раз в квартал или хотя бы год, пересматривайте свою бизнес-модель на предмет актуальности, ведь это деньги и конкурентоспособность вашей компании.