Даже Счётная палата критикует прогнозы Минфина
Минэкономразвития представил Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Инфляция
В частности, по прогнозу инфляция к концу года снизится до 12,4%:
По итогам года темп роста потребительских цен, по оценке, составит 12,4% г/г (декабрь к декабрю 2021 года).
А в будущем продолжит снижаться до 4% в 2025г.:
По итогам 2023 г. темпы роста потребительских цен ожидаются на уровне 5,5% г/г (на конец года) с учетом продолжения восстановления потребительской активности, умеренного ослабления рубля, а также удорожания потребительского импорта из-за повышенной мировой инфляции и дополнительных транспортно-логистических издержек импортеров. В 2024–2025 годах инфляция выйдет на целевой уровень Банка России 4,0% г/г (на конец года).
Экономический рост
Экономика РФ продолжает демонстрировать устойчивость:
Снижение ВВП по итогам текущего года оценивается на уровне —2,9%.
А в будущем снова ожидается экономический рост:
С учетом реализации <указанных> мер в 2024—2025 годах прогнозируется рост ВВП на уровне 2,6% в год. В 2025 г. ВВП превысит уровень 2021 г. на 1,2%.
Безработица
При этом ситуация на рынке труда остается стабильной. Не смотря на сокращение рабочих мест, массовый отъезд и частичная мобилизация активного трудоспособного населения компенсируют рынок труда:
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) держится на исторических минимумах (3,9% от рабочей силы в мае–июле). По итогам года уровень безработицы, по оценке, составит 4,2% в среднем за год.
Уровень безработицы на прогнозном горизонте будет последовательно снижаться (до 4,1% в 2025 году) в силу как демографических ограничений, так и увеличения доли затрат на труд в производственных затратах. Вместе с тем при снижении общего уровня безработицы будут сохраняться локальные региональные и отраслевые дисбалансы на рынке труда, обусловленные структурной перестройкой экономики.
МРОТ
Минимальные доходы социально незащищённого населения год от года только растут:
В 2022 г. по поручению Президента Российской Федерации величина прожиточного минимума, размеры страховых пенсий неработающих пенсионеров и МРОТ были проиндексированы дважды (с 1 января 2022 г. на 8,6% и с 1 июня 2022 г. на 10%). Таким образом, величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 13 919 руб., в том числе для трудоспособного населения – 15 172 руб., для пенсионеров – 11 970 руб., для детей – 13 501 рублей. С 2022 по 2025 год величина прожиточного минимума в среднем на душу населения вырастет на 14,2% в номинальном выражении и составит 15 899 рублей.
Критика Счётной палаты
Даже аудиторы Счётной палаты посчитали прогнозные значения Минфина слишком оптимистичными, как минимум, в отношении потребительской способности, инфляции и нефтяного экспорта.
Потребительский спрос и инфляция
В среднем рост потребительского спроса в России составляет 3,1—3,7% в год, однако:
В прогнозе рост <потребительского спроса> обеспечивается за счет роста доходов населения, а также за счет роста кредитования и оттока средств с депозитов. Однако в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений на потребление, что наблюдалось, например, в 2020 году в период пандемии.
На отрицательный рост потребительской способности также влияют снижение доли сбережений населения с 10% в 2015—2020гг. до 4,9% в 2025г., если спад экономики к этому времени закончится. Если же спад продолжится, а экономика окажется в затяжной рецессии, то доля сбережений населения может упасть до 1%, что никак не поспособствует потребительскому спросу.
Плановая и внеплановая индексация тарифов тоже не стимулирует рост покупательской способности, так как и без того примитивное потребление будет требовать больше расходов домохозяйств. В июле этого года прошла первая индексация тарифов ЖКХ, которая составила 3—4%, с 1 декабря пройдёт вторая — 8,5—9%. Итого минус порядка 10% от потребительского спроса.
Зато индексация тарифов, МРОТ и пенсий внесёт свой «плюс» в инфляцию, как минимум 0,5%, при этом для того, чтобы инфляция к концу года составила 12,4%, цены на основные потребительские товары должны расти не более, чем на 0,6—0,7% в четвёртом квартале, но к концу года инфляция имеет свойство ускоряться. Соответственно, цифра на конец года в 12,4% кажется в 2 раза ниже реальной. Но посмотрим, официальная инфляция всегда несколько отличается от реальной.
Снижение инфляции до 5,5% в 2023 г. тоже маловероятно из-за темпов роста мировых цен, частичного восстановления импорта, неизбежного ослабления курса рубля, снижения уровня экспорта энергоносителей и относительно реальных доходов населения, а также, значительной неопределённости в геополитике.
Экспорт
Прогноз Минэкономразвития предполагает нефтегазовый экспорт на $266,5млрд. В 2023г. он сократится в физическом выражении на 5,4% по сравнению с 2022г., но в дальнейшем будет стабильно расти на 1,4% в год. Однако к концу третьего квартала экспорт энергоносителей не достигает докризисного уровня. А также, в связи с введением ограничений цены российской нефти странами G7, экспорт в указанные страны должен прекратиться. Также, общемировой экономический кризис и рецессия приводят к снижению спроса на энергоносители в мире.
Импорт
Минэкономразвития прогнозирует рост инвестиционного импорта в станки, машины и оборудование в денежном выражении с $104,5млрд. в 2022г. до $133,2млрд. в 2025г., а промежуточный импорт сырья и материалов должен вырасти с $89,4млрд. до $98,6млрд. В денежном выражении такие показатели возможны при значительном удорожании высокот��хнологичного промышленного оборудования и закупки его посредством параллельного импорта. Но тут опять же присутствуют сложности логистических цепочек и риск вторичных санкций, так как доступ к указанному оборудованию сейчас для России закрыт.
Что не учли в прогнозе
Счётная палата отмечает, что некоторые важные показатели, которые влияют на прогнозные значения социально-экономического развития, просто не учтены:
- Ничего не сказано об уровне бедности населения, который внезапно растёт на общем фоне.
- Нет информации о продолжительности жизни населения. В результате пандемии ожидаемая продолжительность жизни в России снизилась примерно до 71 года в 2020г. против около 73 лет в 2019г. Смертность среди мужчин снижалась на 3,5% в год, а среди женщин — на 2,1%. Но в ситуации шока люди реже обращают внимание на здоровье, проводят профилактику и диагностику. Также, нет информации о качестве и доступности медицинских услуг в условиях санкционного давления.
- Нет анализа на основе возрастных групп населения. Средний возраст населения России сейчас составляет 40 лет. В среднем в возрасте до 29 лет мужского населения больше на 1%, чем женского, после 30 лет пропорции меняются. Однако, избыточная смертность, сокращение численности женщин детородного возраста, миграция молодого населения, рост пожилого населения и пр. в 2025г. приведёт к снижению численности населения с 146,6млн. до 145,2 млн., то есть на 1,4млн. за 3 года и увеличит диспропорцию мужского и женского населения.
- Нет показателей миграционного прироста и оттока. Раньше миграция компенсировала естественную убыль населения, но неопределённость, сокращение рабочих мест и падение экономики может сократить приток мигрантов. Отъезд образованного городского населения трудоспособного возраста на длительный срок тоже может оказать значительное влияние на социально-экономическую политику. Эти данные необходимы для коррекции и преодоления шока.
- Нет прогнозов на основании особенностей структуры безработицы в России, в частности, скрытой безработицы. А также, прогнозов индексации доходов работающего населения.
- Нет прогнозных значений роста пенсий. Так, доходы значительной части населения не учитываются в прогнозных показателях, хотя оказывают влияние на другие важные показатели, такие как инфляция. Тут нужно отметить, что несмотря на регулярную индексацию пенсий и социальных пособий, соотношение социальных выплат к средней зарплате снижается. Так, в 2017г. средняя пенсия составляла 35% от средней зарплаты, в 2020г. уже 31%, в 2022г. — 29%.
Нет стресс-прогнозу
Общая критика прогноза Минэкономразвития заключается в том, что основные показатели даны как целевые, при этом стресс-прогноз отсутствует.
Динамика основных результирующих макроэкономических показателей — ВВП, инвестиций, инфляции, курса доллара — отличается не сильно и представляет собой скорее диапазон одного варианта прогноза, чем два полноценных различных сценария.
Часть показателей уже являются данностью, но прогнозов на их основании нет:
Вероятность рецессии в развитых странах и ужесточение действующего санкционного режима, по сути, уже реализованы, но не учтены ни в базовом, ни в консервативном варианте.
Возможно, в условиях высокой неопределённости нужно менять подходы к макропрогнозированию:
Макропрогноз на 2023 год сопряжен со множеством неопределенностей, включая состояние и дальнейшее развитие китайской экономики, возможное снижение цен на нефть и газ.
Объективно оценивать его стало труднее, поскольку, например, статистика по экспорту нефти и нефтепродуктов в 2022 году не публикуется. В нынешней ситуации надо в целом менять подход к экономическому прогнозированию: прежде всего прогнозировать показатели технологического перевооружения, реального производства, выпуска и импорта критической номенклатуры товаров и технологий.
А чтобы прогнозы реализовывались в оптимистической парадигме, нужны эффективные инструменты перезапуска экономики, такие как гарантирование частных инвестиций со стороны институтов развития.