Как работает финансирование стартапов? Пошаговое руководство
Привлечение финансирования в бизнес – это долгий, сложный процесс. Поэтому важно, чтобы ты понимал: его нельзя пройти необдуманно.
В прошлой статье я рассказывал о трендах технологий на будущий 2023 год. Но какой толк в технологиях, если их не на что делать? Стартап – это постоянный поиск финансов.
Какие каналы финансирования существуют?
- Бутстрэппинг – тратим свои сбережения и доходы с других источников (перевожу – инвестируем зарплату, пока можем);
- Семья/друзья – первые лица, готовые тебя поддержать, если ты не побоишься к ним прийти за помощью;
- Венчурные фонды – холодная расчетливая машина успешного успеха, чей отбор пройти – это победа;
- Бизнес-ангелы – авантюристы из числа тех, кто уже стал успешен в своём стартапе и теперь готов вливать деньги в чужие
- Бизнес-кредит – кредит как кредит, только для бизнеса. Возможно, со льготными % ставками, сейчас такие программы есть.
А знаешь, какое соотношение стартапов к каналам финансирования? Давай представим инвестиции как пирог, и каждый кусочек – это сладкий слайс успешного стартапа.
- Бутстрэппинг, как основной источник, отжирает своим размером 57% пирога;
- Семья/друзья на втором месте с долей в 38%;
- Венчурные фонды очень избирательны и дотошны, поэтому их финансирование – это 1% от инвестиционного пирога;
- Бизнес-ангелы – это выход для всё того же 1% стартапов, не всем везёт найти и вдохновить других стартаперов;
- Бизнес-кредит получить очень сложно, поскольку стартап – это рисковый актив, поэтому кредит осиливает кусочек только в 1%;
- Всегда есть некие другие каналы финансирования, например, краудфандинг, но я на них сильно зацикливаться не буду, скажу только, что они все вместе удосуживаются куска в 3%.
Как же добиться инвестиционного превосходства для своего стартапа?
Следуй трем правилам:
- Понимать, какие инвестиции могут быть привлечены на текущем этапе стартапа;
- Оценивать, сколько готов отдать инвесторам, а они все всегда хотят акции, иначе им по большей части незачем рисковать своими средствами;
- Планировать шаги для достижения поставленной инвестиционной цели.
Теперь озвученные правила заложим в понятные шаги. Если твой стартап дальше первого шага – начинай с актуального:
- Этап идеи, когда нужно определиться, что считать успешной инвестицией для старта.На этом этапе нужно подготовь питч, чтобы продемонстрировать свою бизнес-идею потенциальным инвесторам.
Реально привлечь до 4 млн рублей, инвесторы чаще всего на этом этапе не заинтересованы в каких-либо процентах плюс всегда есть гранты.
Для достижения цели идешь и напрямую питчишься перед инвесторами и фондами, собираешь фидбек на то, сколь реалистичны твои ожидания. - Идея пошла, нужен сопартиец, потому что вдвоем всегда веселее и сподручнее.Работа должна быть разделена между несколькими людьми.
Это и инвестору покажет, что проект делается не одним, а есть вдохновленные участники. И сам сооснователь может выступить инвестором, проспонсировав часть работ.
Максимум за время до привлечения реальных инвестиций, сооснователь принесет несколько миллионов рублей, при том что доля может составлять и 50%, но зато вы разделите обязанности и ответственность. - Этап прощупывания спроса. Что-то уже сделано, идея имеет более четкую форму. Вот теперь пошла пора идти за реальными деньгами.
Классическое FFF: семья, друзья, успешные фаундеры, они же бизнес-ангелы. По чуть-чуть со всех собираем, получаем начальные достаточные средства для начала работы.
Таким путем можно собрать до 30 млн рублей, отдав вместе с сооснователем до 15% акций. Всё, что получится собрать, важно пустить на критически важные кадры. Распыление денег может не довести проект до следующего шага. - Команда есть, продукт пилится, всё здорово.
Теперь твой путь к бизнес-ангелам и венчурным фондам, которым можно показать потенциал и силу проекта. А они в свою очередь проспонсируют его доведение до минимального продукта.
Ты сможешь привлечь до 100 млн рублей, отдав до 25% акций. Но самое главное: ты сможешь реализовать продукт. - Продукт есть, он продается, бизнес пашет.
Пришла пора масштабирования. Для тебя это возможность захватить новые рынки, инвесторы слышат фразу: Раунд А.
Здесь варятся деньги до 600 млн рублей за долю, которая может доходить до 50%, но чаще около 15%. Это твоя цена за новые каналы продаж и новые рынки. - Ты молодец, твой продукт лидер, чего ещё желать?
Своих конкурентов во имя ещё больших продаж и доминирования! Ты пришел в фазу раунда В, когда венчуры вливают в тебя деньги, чтобы ты поглощал конкурентов, тем самым захватывая ещё больший кусок.
Сколько здесь можно получить? До 1,5 трлн рублей за долю в 15-30%. И все конкуренты будут твои. - У тебя не осталось конкурентов. Есть ли предел? Экспансия!
Ты настолько большой и сильный, что перед тобой стелятся tier-1 венчуры, хедж-фонды и частные инвестиционные компании, цель понятна – твой продукт должен быть у каждого. У каждого из твоей ЦА? Нет, буквально, у каждого! Это этап раунда С.
Инвестиции до 3 трлн рублей за те же 15-30% компании, и мировое господство у тебя в кармане. - Однажды ты решишь, что весь этот единоличный контроль – бремя. Тогда наступит этап IPO.
Ты придешь в банк и скажешь, что с тебя хватит. И банк поможет твоей компании стать публичной – доли в бизнесе уйдут в свободное обращение, а управление будет сведено (но не обязательно, конечно) к совету директоров.
Это принесет до 600 млн рублей за долю вплоть до 50%, но сделает возможным неуправляемый рост ценности компании за счет людского капитала в управлении и владении.
Конечно, этапы последовательны в идеальном раскладе, но, допустим, на IPO можно выйти будучи совсем маленькой компанией, даже без рауда А, но вопрос – на сколько она будет интересна инвесторам?
Важное правило при получении инвестиций: каждое вложение в твою компанию – это уменьшение твоей доли, но при этом – увеличение её стоимости.
Так, на этапе идеи, когда у тебя на руках 100% доли твоего проекта – её стоимость равна нулю. При посевном финансировании, у тебя на руках остается примерно 30% от компании, стоимость которой до 20 млн рублей. При выходе на IPO же, имея в своём распоряжении около 15% доли компании, её стоимость может составлять миллиарды рублей.
А как дела обстоят с твоим стартапом?
Статья вдохновлена пирогом из блога fundera
Больше о том, как создать стартап и превратить его в единорога, читай в канале «🦆Нестартапер». В закрепе канала чек-лист на проверку, можно ли аккредитовать твой стартап как IT-компанию.
Подпишись на VC! В следующей статье расскажу об основных ошибках молодых стартаперов.